В рассказе «Хамелеон» не было жертвы. Мастер Хрюкин, которого укусила собака, лицо комическое. В «Унтере Пришибееве» уже предстают перед нами люди, которые действительно страдают от произвола и могут быть названы жертвами пришибеевщины. И это знаменательно. В пестрой и шумной толпе самодовольных, невежественных и лицемерных персонажей Антоши Чехонте все чаще мелькают иные лица — молчаливых, бедно одетых, нечиновных, страдающих людей. «Сиротливая» старушка, одетая в глубокий траур, пережившая свою единственную дочь, разоряемая вечно пьяным родственником («Приданое», 1883) . Женщина с «заплаканными, тупыми от горя, почти безумными глазами» («75000», 1884) . Гувернантка Машенька, живущая в «чужих людях» и подвергающаяся оскорблениям, хорошо знакомым «людям зависимым, безответным, живущим на хлебах у богатых и знатных» («Переполох», 1886) . Маленькая, худенькая Анюта, «очень бледная, с кроткими серыми глазами» («Анюта», 1886) . Извозчик Иона, оставшийся наедине со своим неизбывным, никем не разделенным горем («Тоска», 1886) . Эти герои человечны, их страдания неподдельны, и рассказ о них требует уже иного тона. «Да и, правду сказать, трудно за юмором угоняться! — признается Чехов в письме к редактору «Осколков».— Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет».[6]
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Итог дуэли Братья Карамазовы, или закат Европы Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность |
«Трудно за юмором угоняться!..»
Страница 2
О литературе » Творчество А.П. Чехова как журналиста » «Трудно за юмором угоняться!..»