Великий Октябрь в творчестве С.А. Есенина
Страница 1
О литературе » Жизнь и творчество Сергея Есенина » Великий Октябрь в творчестве С.А. Есенина

Великий Октябрь… Есенин увидел в нем события, с которого началось новая эра. («Второй год первого века» – так обозначил он дату выхода трех своих книг – 1918 год). Уже в преддверии ее – после Февральской революции – поэт был полон радостных предчувствий.

О Русь, о степь и ветры,

И ты мой отчим дом!

На золотой повети

Гнездится вешний гром, -

Восклицал он воодушевленно.

В «маленьких» (так он называл) поэмах «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих» Есенин, как и многие поэты той поры, использует церковную лексику, библейские образы. Это было время широких жестов, ораторских интонаций, торжественных песнопений…

Поэт ликует, весь он – в восторге, восхищение. Его думы – о счастливом и неисходном часе отчизны.

Тебе, твоим туманам

И овцам на полях

Несу, как сноп овсяный,

Я солнце на руках .

Современники, встречавшиеся с поэтом в те бурные дни вспоминают о его внутреннем подъеме, о его стремлении быть в гуще народа, впитывает в себя все, что волновало самых разных людей, открывших сердца ветру революции.

Через несколько дней после Октябрьского восстания Есенин присутствует на митинге «интеллигенция и народ», слушает речь А.В. Луначарского. Оглядывая переполненный зал, улыбается:

- Да, это аудитория!

Учащаются встречи с Александром Блоком, с которым он познакомился по приезде в Петроград (март 1915 года). При всей разности их путей к революции, их миропонимания поэтов сближали раздумья о судьбе России, веру в ее великое будущее. То, что Блок и Есенин встали на сторону восставшего народа, сразу же отмежевало от них многих буржуазных литераторов. «Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: «изменники». Не подают руки», - заносит Блок в записную книжку 22 января 1918 года и добавляет: «Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили!»

Те же слова мог адресовать «господам» и Есенин. Ему, крестьянскому сыну, было отрадно чувствовать себя близким людям, разбившим рабские оковы. «Мать моя – родина, я – большевик». Пусть это утверждение в устах Есенина звучало слишком категорично, но правдой чувств он не поступился ни на йоту. Ему казалось, что революция, разрушив старый мир, сразу же воздвигнет «чаемый град», страну Инонию (от слова оно – ладно, хорошо), крестьянский рай. В этой стране нет податей за пашни, вся земля крестьянская, «божья», нет помещиков, чиновников, попов, вольные хлебопашцы живут в достатке, исповедуя свою «свободную» религию, поклоняясь своему «коровьему богу». Да, царь и все его прихвостни были изгнаны, земля стала крестьянской, народ стал свободен. Но «земной рай», каким он рисовался в произведениях Есенина, не наступил. Хозяйственная разруха. Голод. Нехватка топлива. Наступление интервентов, разгул белогвардейских и анархистских банд…

«Кто это? Русь моя, кто ты? Кто? – в растерянности спрашивал поэт, вглядываясь в обезображенный войной и лишениями лик родной земли.

О, кого же, кого же петь

В этом бешеном зареве трупов?

И над этим страшным видением, как в годину бед и несчастий «трубит, трубит погибельный рог»… Город, протягивающий руку деревне, представляется поэту железным чудовищем, «страшным вестником», бездушным врагом лугов и пашен, всего живого. Тревожными, тяжелыми чувствами и мыслями наполнены есенинские стихотворения «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…»

Стынет поле в тоске волоокой,

Телеграфными столбами давясь, -

В стихах этих сама мука поэта как бы обретает плоть и кровь, становится зримой и поэтому особенно впечатляющей. И отчаянье это, внутренняя боль подчас прикрывались напускным ухарством, бездумной бравадой, цинизмом. Но добрая, отзывчивая душа не могла укрыться ни под какими масками. И поэтому так естественен и глубок вздох:

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Заключение. Гоголь и православие
Действительно, "в нравственной области Гоголь был гениально одарен; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие "вели ...

Особенности тематической палитры английской драматургии в конце XX века. Новые веяния многочисленных проблематик в пьесах Тома Стоппарда
Том Стоппард – один из самых известных мастеров драматургии конца XX столетия. Именно ему присуща склонность к парадоксальности, к театральной игре, к жанру, который Шоу называл «экстраваганцами», и в котором в полной мере проявятся изобр ...

Заключение.
Судьбы поэтов складывались по-разному. Голоса некоторых из них еще долгое время слышались на Родине и зарубежом, но серебряный век подходил к концу. И куда девались все распри перед лицо народной трагедии! После смерти Александра Блока и ...