Введение
Страница 1

Термин массовая литература часто воспринимается в негативно-оценочном аспекте. В связи с этим примечательно определение в КЛЭ:

"Массовая литература (паралитература, сублитература) – крупнотиражная развлекательная и дидактическая беллетристика 19–20 вв.; является составной частью "индустрии культуры".

Критик С.И. Чупринин в статье о массовой литературе выделяет следующие важные проблемы:

1. Массовую литературу упрощает и доводит до предела,

2. Классическая литература всегда открывает человеку нечто новое: о нем самом, о мире, массовая литература, как волшебная сказка, подтверждает то, что человеку давно известно.

3. Массовая не "нагружает" читателя избыточно серьезными новыми проблемами.

4. Массовая литература не озабочена стилистическими поисками, транслируя свои сообщения в формате "формульного письма", где речевые и сюжетные штампы, безошибочно опознаваемые характеры и мотивации – не свидетельство литературного брака, но тот код, к какому ее читатели привыкли и с помощью которого оценивают и себя, и окружающих, и реальность в целом.

Благодаря чему у массовой литературы появились такие уничижающие синонимы, как чтиво, жвачка, тривиальная, бульварная, рыночная, низкая (низменная), китч– и трэш-литература, и она превратилась в антипод собственно изящной словесности.

В современном дискурсе тема "других литератур" впервые была поднята в журнале "Новое Литературное Обозрение". Массовая литература рассматривалась как проблема, к которой современники остаются глухи: "дело в самой филологической рутине, не пропускающей ни малейшей мысли, идеи, которые отмечены интересом к сегодняшней жизни или возможностям и ее понимания. Согласитесь – все-таки это странная наука о литературе, которой не интересно, которую не занимает 97% литературного потока, то, что называют "литературой" и что читают подавляющее большинство людей. Может, сведем всю биологию к бабочкам?" – пишет социолог Л.Д. Гудков.

Массовая литература стала объектом изучения филологов и философов, психологов и социологов, поэтому существует множество определений массовой литературы.

М.Ю. Лотман рассматривает массовую литературу как историко-культурную проблему и пишет о ее двойственной природе: "Выступая в определенном отношении как средство разрушения культуры, она одновременно может втягиваться в ее систему, участвуя в строительстве новых структурных форм".

В беседе культурологов, поэтов и критиков (Денис Датешидзе, Василий Ковалев, Алексей Машевский, Александр Мелихов, Александр Фролов, Елена Чижова) центральной темой являлась массовая культура, тезисы, которые были выдвинуты в ходе беседы, напрямую относятся к массовой литературе. Интересны некоторые характеристики массовой культуры в сопоставительном аспекте с истинной культурой (некоторые из них будут далее подробнее рассмотрены непосредственно по отношению к дамскому роману):

· массовая культура ни в малейшей степени не осознает себя отдельной сферой, она смешивает себя с жизнью, не чувствует собственных границ – в отличие от подлинной культуры;

· все экзистенциальные вопросы массовая культура выдает в виде некоторых упрощенных ответов, в то время как вообще искусство занимается постановкой вопросов;

· культура подлинная – исторична и контекстуальна, любое настоящее произведение искусства помнит (в крови у него это, в генетике) то, что было написано сто, двести, тысячу лет назад, оно живет этой кровью, оно развивается как живой организм. Что же касается массовой культуры, она вырастает всегда как бы на пустом месте и ничего не помнит о массовой культуре прошлого.

Главным жанром массовой прозы стал роман, который и в качественной литературе занимает доминирующее положение, или заметить, как ловко масскульт присвоил себе художественную иронию, не свойственную ни лубку, ни самодеятельному словесному творчеству, зато обеспечившую успех и ироническим детективам (Дарья Донцова, Марина Воронцова, Галина Куликова и др.), и ироническим любовным романам (Екатерина Вильмонт, Диля Еникеева и др.).

Таким образом, цель данной работы: на примере современной массовой литературы (жанр мелодрамы) выявить поэтику быта и повседневности.

Задачи:

1. Определить черты современной мелодрамы.

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Миф – древнейший литературный памятник. Происхождение мифа
Мы редко задумываемся над тем, что стало живой основой литературного творчества. А это было «Слово». Произнесенное, «изреченное» во времена глубокой древности, оно представлялось людям знамением «свыше», знаком «богодухновенности», которы ...

Введение.
Начиная данное исследование, хочется процитировать строки из стихотворения последних лет жизни В.В.Маяковского: Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят – что ж?! По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь ...

Творчество Бродского в иммиграции
В США Бродский в полной мере реализовал все те возможности творческого и карьерного роста, а также издательской активности, которые ему предложили двухсотлетняя демократия, сверхразвитые рыночные отношения и чрезвычайно мощная система под ...