Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна
О литературе » Тема любви в творчестве А.И. Куприна » Своеобразные особенности творческой индивидуальности А.И.Куприна

Прежде чем рассматривать в исторической последовательности основные этапы сложного и нелегкого пути этого оригинального мастера, попытаемся в самой общей, эскизной форме - так сказать, предварительно - обрисовать некоторые своеобразные особенности его творческой индивидуальности, его эстетического отношения к действительности.

Формировавшийся в духовной атмосфере "внутреннего обновления", о которой так ярко в связи с оценкой творчества Горького сказано Воровским, Куприн не примкнул, однако, к революционно-пролетарскому художественному направлению. Критицизм Куприна по отношению к буржуазно - дворянскому обществу не обрел глубины и остроты законченного, последовательного революционного мировоззрения; его социальные мечты о разумном и справедливом обществе были абстрактны. Но взволнованное ожидание "занимавшегося завтрашнего дня", незримые духовные волны, исходившие от народной массы, поднимавшейся к сознательному историческому творчеству, - все это не могло не повлиять и на Куприна, художника социально чуткого и в высшей степени наблюдательного. Пожалуй, на него беспокойный дух новой исторической эпохи повлиял сильней, чем на кого-либо из молодых представителей критического реализма конца 1890-х годов, начала 1900-х годов.

"Весенняя свежесть", которая придавала такое мажорно-оптимистическое звучание произведениям Горького, была присуща и Куприну. Пусть мы не найдем в творчестве Куприна горьковского исторического оптимизма, основанного на ясном (конечно, не сразу обретенном) представлении о перспективах развития общества, на понимании закономерностей исторического процесса, но Куприн многое - в значительной степени стихийно - вобрал в себя от "духоподъемного" времени, от его накала, от его динамики. Он отбросил уныние и тоску, так сильно дававшие себя знать в литературе 80-х годов, и сумел противостоять пессимистическим внушениям западного и российского декаданса.


Похожие материалы:

Особенности эстетических взглядов И. Бродского на материале Нобелевской лекции 1987 года
Разговор о Бродском и постмодернизме был бы не полным без эстетических взглядов поэта, которые он наиболее ярко и подробно изложил в Нобелевской лекции 1987 года, в которой, можно сказать, вступает в полемику или лучше – в диалог со свои ...

Истоки, типы, жанры и формы фантастики
Если под фантастикой понимать любую выдумку, любое нарушение пропорций действительности, зафиксированное в художественной форме, то её дальние истоки следует искать не только в средневековой, в данном случае древнерусской литературе, но и ...

Политическая тенденциозность литературы просветителей
Просветители ставили перед собой практические цели: воздействовать на умы и подвигнуть их на свершение социальных преобразований. Искусство представлялось им наиболее действенной формой борьбы против феодализма. Они сами указали на подчин ...