Роль дуэли в произведении
Страница 1

В «Капитанской дочке» Поединок Швабрина и Гринева нужен, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль.

В романе Пушкина неумение и нежелание, думать о других людях оберну­лось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: стра­дать, раскаиваться, мыслить . Так смерть Ленского ока­зывается толчком к перерождению Онегина. Кроме того, дуэль - кульминация в произведении.

Дуэль в «Герое нашего времени» - один из кульминационных моментов, который способствует раскрытию характера Печорина.

Сцена с дуэлью у Тургенева занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. Дуэль является разрешением конфликта Павла Петровича и Базарова, завершение идеологических споров, приводящих к открытому столкновению. Этот эпизод является одним из кульминационных моментов романа.

Таким образом

, все дуэлянты в этих произведениях в большей или в меньшей степени нарушают кодекс дуэли. В повести «Капитанская дочка», события которой разворачиваются в XVIII веке, дуэльный кодекс еще размыт и не определен.

В XIX веке дуэльный кодекс претерпевает изменения. С середины XIX века он не имеет большого значения для дуэлянтов, не играет особой роли в поединке. В начале века вызов на дуэль передается секундантом, в конце века – самим дуэлянтом, а повод для дуэли вообще может быть не пояснен. Также не важно наличие секундантов. Меняется и отношение к дуэли. В начале века к дуэли относились серьезно, как к институту, в конце века к дуэли и ко всем ее ритуалам начинают относиться иронично. Единственное, что остается неизменным, - это преддуэльное оговорение условий поединка, хотя в конце века об условиях позволяется договариваться практически во время дуэли.

Сравнительная характеристика дуэлей в произведениях «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Отцы и дети»

Параметры

«Евгений Онегин»

«Капитанская дочка»

«Герой нашего времени»

«Отцы и дети»

1. Повод для дуэли

Защита чести девушки

Защита чести девушки

Защита чести девушки

П.П.Кирсанов увидел, что Базаров поцеловал Фенечку

2. Причина дуэли

Общественное мнение

Любовь

Печорину скучно жить

Полное несовпадение взглядов

3. Условия дуэли, соответствие кодексу

Поединок равный, с соблюдением всех правил

Отсутствие секундантов

Нарушение правил, фактическая попытка убийства противника

Нет секундантов, вместо них – свидетель

4. Отношение главных героев к дуэли

Сначала Онегин равнодушен к ней, потом его мучает совесть

Гринев сильно желал мести, испытывал волнение

Дуэль – развлечение.

«Что ж? умереть так умереть…»

Ироническое отношение к дуэли

5. Поведение перед дуэлью

Онегин спал всю ночь «мертвым сном» и проснулся, когда давно надо было выехать к месту дуэли

«…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…»

В ночь пред дуэлью он «не спал ни минуты», писать не мог, потом сел и открыл роман Вальтера Скотта…»

«Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол («Умру – узнают; да я не умру»). Он лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны…»

6. Роль секундантов

Секундант способствует проведению дуэли

_

Секундант подталкивает на убийство

_

7. Итог дуэли

Смерть Ленского

Ранение Гринева

Смерть Грушницкого

Ранение П.П. Кирсанова

8.Последствия

дуэли

Перерождение главного героя

Гринев признается Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой

Главный герой снова разочаровывается в жизни

Базаров уезжает из поместья Кирсановых

9. Роль дуэли в произведении

Дуэль - кульминация в произведении

Дуэль нужна, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль

Дуэль - один из ключевых моментов в романе

Дуэль один из кульминационных моментов романа, в котором происходит раскрытие характеров героев. Дуэль – разрешение конфликта Базарова и Кирсанова

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Р.П. Погодин – писатель о детях и для детей. Жизнь и творческий путь писателя
Почему Радий Петрович стал детским писателем? В одном из его интервью прозвучало признание: "А я занимаюсь, по сути, иконописью. Иконопись для меня – мифотворение. Я сознаю, что герои мои – люди святые. Пишу о человеке прекрасном&quo ...

Особенности эстетических взглядов И. Бродского на материале Нобелевской лекции 1987 года
Разговор о Бродском и постмодернизме был бы не полным без эстетических взглядов поэта, которые он наиболее ярко и подробно изложил в Нобелевской лекции 1987 года, в которой, можно сказать, вступает в полемику или лучше – в диалог со свои ...

Отношение народа к Самозванцу (Гришке Отрепьеву), выразившееся в песне
Из песен «Смутного времени» наибольшее распространение получила песня о Гришке Отрепьеве, которая выразила резко отрицательное отношение народа к Лжедмитрию, который изображен как явный самозванец, предавший национальные интересы, вступив ...