В «Капитанской дочке» Поединок Швабрина и Гринева нужен, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль.
В романе Пушкина неумение и нежелание, думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить . Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Кроме того, дуэль - кульминация в произведении.
Дуэль в «Герое нашего времени» - один из кульминационных моментов, который способствует раскрытию характера Печорина.
Сцена с дуэлью у Тургенева занимает одно из завершающих, результирующих мест в романе. Дуэль является разрешением конфликта Павла Петровича и Базарова, завершение идеологических споров, приводящих к открытому столкновению. Этот эпизод является одним из кульминационных моментов романа.
Таким образом
, все дуэлянты в этих произведениях в большей или в меньшей степени нарушают кодекс дуэли. В повести «Капитанская дочка», события которой разворачиваются в XVIII веке, дуэльный кодекс еще размыт и не определен.
В XIX веке дуэльный кодекс претерпевает изменения. С середины XIX века он не имеет большого значения для дуэлянтов, не играет особой роли в поединке. В начале века вызов на дуэль передается секундантом, в конце века – самим дуэлянтом, а повод для дуэли вообще может быть не пояснен. Также не важно наличие секундантов. Меняется и отношение к дуэли. В начале века к дуэли относились серьезно, как к институту, в конце века к дуэли и ко всем ее ритуалам начинают относиться иронично. Единственное, что остается неизменным, - это преддуэльное оговорение условий поединка, хотя в конце века об условиях позволяется договариваться практически во время дуэли.
Сравнительная характеристика дуэлей в произведениях «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Отцы и дети»
Параметры |
«Евгений Онегин» |
«Капитанская дочка» |
«Герой нашего времени» |
«Отцы и дети» |
1. Повод для дуэли |
Защита чести девушки |
Защита чести девушки |
Защита чести девушки |
П.П.Кирсанов увидел, что Базаров поцеловал Фенечку |
2. Причина дуэли |
Общественное мнение |
Любовь |
Печорину скучно жить |
Полное несовпадение взглядов |
3. Условия дуэли, соответствие кодексу |
Поединок равный, с соблюдением всех правил |
Отсутствие секундантов |
Нарушение правил, фактическая попытка убийства противника |
Нет секундантов, вместо них – свидетель |
4. Отношение главных героев к дуэли |
Сначала Онегин равнодушен к ней, потом его мучает совесть |
Гринев сильно желал мести, испытывал волнение |
Дуэль – развлечение.
«Что ж? умереть так умереть…» |
Ироническое отношение к дуэли |
5. Поведение перед дуэлью |
Онегин спал всю ночь «мертвым сном» и проснулся, когда давно надо было выехать к месту дуэли |
«…осмотрел свою шпагу, попробовал ее конец и лег спать…» |
В ночь пред дуэлью он «не спал ни минуты», писать не мог, потом сел и открыл роман Вальтера Скотта…» |
«Базаров начал было письмо к отцу, да разорвал его и бросил под стол («Умру – узнают; да я не умру»). Он лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны…» |
6. Роль секундантов |
Секундант способствует проведению дуэли |
_ |
Секундант подталкивает на убийство |
_ |
7. Итог дуэли |
Смерть Ленского |
Ранение Гринева |
Смерть Грушницкого |
Ранение П.П. Кирсанова |
8.Последствия
дуэли |
Перерождение главного героя |
Гринев признается Марье Ивановне в любви и предлагает ей стать его женой |
Главный герой снова разочаровывается в жизни |
Базаров уезжает из поместья Кирсановых |
9. Роль дуэли в произведении |
Дуэль - кульминация в произведении |
Дуэль нужна, чтобы показать понимание людей разных эпох такого явления как дуэль |
Дуэль - один из ключевых моментов в романе |
Дуэль один из кульминационных моментов романа, в котором происходит раскрытие характеров героев. Дуэль – разрешение конфликта Базарова и Кирсанова |
Похожие материалы:
Говорящие фамилии в творчестве Н.В. Гоголя
Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был и Н.В. Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые, к слову сказать, п ...
Глава II
«Новелла-(итал. novella-новость) – лит. жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом». Для понимания творчества Андерсона, и особенно его эстетической теории, важна его автобиографическая «История ра ...
Упадок
Время Нервы и Траяна, которым заканчивается серебряный век Р. литературы, было последним её расцветом, произведшим трёх из наиболее видных писателей империи: Тацита, Плиния Младшего и Ювенала. После их смерти производительная сила литерат ...