Судьба цикла «Хроники Нарнии» в современном мире: издания, критика, экранизации. Критика
О литературе » Творчество К.С. Льюиса » Судьба цикла «Хроники Нарнии» в современном мире: издания, критика, экранизации. Критика

К.С. Льюис и цикл "Хроники Нарнии" много раз подвергались самой разнообразной критике.

Утверждения о дискриминации по признаку пола основываются на описании Сьюзен Певенси в "Последней Битве". Льюис характеризует повзрослевшую Сьюзен, как не являющуюся "другом Нарнии" и "более не заинтересованную ни в чём, кроме помады, чулков и приглашений". Джоан Кэтлин Роулинг, автор цикла о Гарри Поттере, сказала: "Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому что она заинтересовалась помадой. Она стала неверующей, потому что открыла для себя вопросы пола, и мне это совершенно не нравится".

Филип Паллман, автор трилогии "Его тёмные стороны", интерпретирует всё по-своему:

"Сьюзен, как Золушка, подвергается переходу от одной фазы жизни к другой. Льюис же не одобряет этого. То ли он не любил женщин вообще, то ли просто его отталкивала сексуальность, по крайней мере, в тот период, когда он писал книги о Нарнии. Он был испуган и потрясен идеей желания расти. […] Смерть лучше, чем жизнь; мальчики лучше, чем девочки; люди светлого цвета лучше, чем люди темного цвета; и так далее. Такой противной бессмыслицы в „Нарнии" хватает с лишком, если внимательно приглядеться".

Защитники Льюиса утверждают, что основная критика работ Льюиса исходит от тех, кому не близко христианство. Например, Паллман является атеистом. Некоторые полагают, что религиозный аспект книг Льюиса мешает действительно объективному анализу Нарнии, как обычного детского рассказа. Фэны Льюиса утверждают, что совершенно бессмысленно писать детские книги, строго придерживаясь всех современных этических стандартов. В отношении к роли женщин в его работах, апологеты Льюиса указывают на положительные женские образы в цикле - например, Люси Певенси и Аравис, главных героев книг "Лев, Колдунья и Платяной шкаф" и "Конь и его мальчик".

Хеншер и Паллман также обвиняли "Хроники Нарнии" в разжигании расизма. Основанием для этого послужило отрицательное представление других рас и религий, особенно колорменов, как врагов Аслана и Нарнии. Колормены ("цветные люди") описаны Льюисом как маслянистые и темнокожие люди, которые носят тюрбаны, заостренные ботинки и вооружены ятаганами. Это описание напоминает традиционное одеяние последователей ислама и сикхизма. Колормены поклоняются "ложному богу", изображаемому в виде стереотипного образа Сатаны, который требует злых дел и жертв от своих последователей (Ваал).

Несмотря на то, что Льюис из Ирландии, очевидно, что он отчётливо британский автор, как и его современники Толкин, Чарльз Вильямс и другие. Поэтому его стиль может иметь привкус британской Викторианской эпохи, что может показаться старомодным или консервативным. Но популярность этих авторов говорит о том, что люди вполне могут распознать любые отклонения в текстах этих авторов, вызванные тем, что они жили в другую эпоху, и не возлагать на них ответственность за те вещи, которые для современного читателя могут быть похожи на нетерпимость.


Похожие материалы:

Культурно – исторические образы в поэзии Мандельштама (сборник «Камень»). Акмеизм и Мандельштам
В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёв писал: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от греческого слова αχμή (“акме”) высшая степень чего-либо, ...

Годы, проведенные в иммиграции
О своем пребывании в Вене Бродский вспоминал: «Я очень ясно помню первые дни в Вене. Я бродил по улицам, разглядывал магазины. В России выставленные в витринах вещи разделены зияющими провалами: одна пара туфель отстоит от другой почти на ...

Крестьянская тематика
Его несуетность, внутренняя величавость сродни вечной природе; Он вышел из нее и ушел в нее, и могильный холм, укрывший его прах, видится автору «думающим и чувствующим». Аккомпанементом повествования о вечном труженике звучат в конце рас ...