Введение

Литература – это искусство слова. Но есть еще один вид словесного искусства – устное народное творчество (устная словесность, устная литература), или фольклор. Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной литературы.

В последние годы значительно возрос интерес к фольклору как к ценному источнику изучения жизни, быта, художественной культуры народа. Издай ряд сборников по различным жанрам устного народного творчества, публикуются новые материалы и исследования, посвященные актуальным проблемам современной фольклористики.

Слово «фольклор» означает «народная мудрость», «народное знание». Фольклор – это международный термин. Некоторые исследователи понимают под этим термином совокупность всей духовной и материальной культуры народа: поэзию, музыку, танцы, песни, художественные промыслы, а также народные обычаи, приметы и верования.

Фольклор – предмет изучения разных наук. Народную музыку изучают музыковеды, народные танцы – хореографы, обряды и другие зрелищные формы народного творчества – театроведы, народное декоративно-прикладное искусство – искусствоведы. К фольклору обращаются лингвисты, историки, психологи, социологи и другие ученые. Каждая наука видит в фольклоре то, что интересует именно ее.

Яркий, увлекательный, бесконечно разнообразный мир предстает перед нами, когда мы начинаем знакомиться с произведениями фольклора, припадаем к роднику народной поэзии и песни. Это мир, полный удивительных, необыкновенных, поэтичных событий, мир народной мудрости, художественной правды и неистощимой фантазии, мир, в котором добро всегда побеждает зло, в котором торжествует правда, справедливость, красота. Каждый, кто впервые открывает для себя прекрасную, немного загадочную и вечно влекущую к себе страну народной поэзии, становится необычайно «богатым» человеком, без меры одаренным драгоценными сокровищами острого народного ума, яркой и колоритной народной речи.

Особое место в фольклоре занимают исторические песни, события которых посвящены реальным лицам и реальным историческим событиям. Идеи и образы народных исторических песен, через призму их изучения входят в наше сознание, становятся частью нашей культуры. Говоря о месте исторических песен в фольклоре, следует выделить его особенность. Историческая песня может быть воспринята лишь в условиях непосредственного исполнения. Дело в том, что каждый народный певец в момент исполнения ориентируется на вполне определенную и реальную аудиторию, будь то один человек или целая группа людей. Он чутко прислушивается к тому, как аудитория реагирует на те или иные фрагменты произведения, и в зависимости от этого часто на ходу импровизирует: подробно развивает один мотив, образ, эпизод, вскользь упоминает о другом и полностью опускает третий. Важно отметить, что фольклор рождается и живет в процессе активного, непосредственного соучастия слушателей в творческом процессе, их сопереживания исполнителю. Эта активность восприятия и делает фольклор искусством живой импровизации, способствует изменению содержания произведений, появлению новых вариантов песен, сказок, былин и т.д.

В данной работе мы рассмотрим исторические песни, занимающие огромное место в фольклоре.


Похожие материалы:

Приветствием меж царственных гостей»
(«19 октября 1836 г.») Весной 1817 г. лицеисты стали готовиться к выпуску. Шестилетний курс обучения подходит к концу. Стали думать о своей дальнейшей судьбе. Оканчивающие Лицей направлялись либо на военную, либо на гражданскую службу. ...

Повести, сказания
Среди повестей, отразивших события 1604 — 1613 гг., можно выделить произведения, которые выражают интересы правящих боярских верхов. Такова «Повесть 1606 года », созданная монахом Троице-Сергиева манастыря. Повесть активно поддерживает по ...

Расин. Андромаха
Основные персонажи Андромаха — вдова Гектора, пленница Пирра. Пирр — сын Ахилла, царь Эпира. Орест — сын Агамемнона. Гермиона — дочь Елены и царя Спарты Менелая, невеста Пирра. Пилад — друг Ореста. Сюжет Действие происходит в столи ...