Петербург в произведениях Н.В.Гоголя.
Страница 3
О литературе » Петербург в произведениях Гоголя » Петербург в произведениях Н.В.Гоголя.

Весь этот убогий мир в кабале у ростовщика. Портрет ростовщика с «живыми» глазами - это символ страшной силы денег, которую несёт с собою наступающий век капитализма. Ростовщик проникает всюду: лишает благополучия семьи, честных людей делает ворами, рождает убийц, талантливых и бескорыстных тружеников превращает в бесчувственных ремесленников от искусства.

В начале тридцатых годов XIX века Гоголя особенно сильно волновал вопрос о роли искусства и судьбе художника в современном ему обществе. Поэтому весьма закономерным было появление в его творчестве трагического образа художника Чарткова на фоне «призрачного, фантастического Петербурга».

Чартков, будучи не в состоянии бороться с нищетой, решается писать портреты петербургских красавиц и гусаров. Постепенно, желая угодить вкусам своих заказчиков, художник превращается в модного живописца, в ремесленника, потерявшего свой талант.

«Кист его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определённые, давно изношенные формы».

Вопроса о роли искусства в буржуазном обществе писатель касается и в «Невском проспекте», и в «Портрете». В обеих повестях гоголь показывает, как вторжение капиталистических отношений в жизнь и разрушающая сила денег губят искусство.

Пискарев умер потому, что не мог активно бороться со злом, источник которого таился в несправедливом строе. Чартков убил свой талант, угождая вкусам богатой публики.

Но, критикуя отрицательные стороны существующего строя, Гоголь не впадает в отчаяние, не разделяет мнения тех, кто считал, что расцвет искусства в прошлом, а не в будущем. Гоголь верил в светлое будущее своей страны, в торжество разума и справедливости.

Но далеко не все произведения Гоголя были по достоинству оценены его современниками. Некоторые из этих произведений воспринимались как бездумные юморески или шалости гения. Такая судьба постигла в своё время повесть о Шпоньке, а позднее - «Нос». Весьма устойчивой репутацией невинной художественной шутки пользовалась «Коляска». Между тем за видимостью шутки здесь совершенно явно проглядывало перо сатирика, далеко не безобидно рисующего быт и нравы провинциального дворянского общества, его крайнюю духовную скудость, его мелочность и пошлость. Персонажи «Коляски», включая и главного её героя Чертокуцкого, - помещики и офицеры - предстают перед нами во многих отношениях как прообразы будущих героев «Мёртвых душ».

Критические отзывы на сборник «Арабески»,содержавший обе повести («Невский проспект» и «Нос»), выражали мнения двух совершенно противоположных лагерей. Реакционно - охранительный лагерь стремился затушевать острое социальное значение повестей Гоголя. Критик из этого лагеря Шевырёв видел в его произведениях «безвредную бессмыслицу», «стихию смешного». Шевырёв не заметил никакой перемены, происшедшей в творчестве Гоголя после «Вечеров на хуторе».

Только Белинский правильно и глубоко растолковал значение гоголевского смеха. Впечатление, которое остаётся после чтения повестей Гоголя, говорил Белинский, «комическое воодушевление, всегда побеждаемое чувством грусти и уныния». Это определение Белинского раскрывало особенность гоголевского юмора, где чувствовался «смех сквозь слёзы». «Его повести смешны, - писал Белинский, - когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтёте. Он представляет вещи не карикатурно, а истинно: в его «Вечерах на хуторе», в повестях «Невский проспект», «Портрет», «Тарас Бульба» смешное переплетается с серьёзным, грустным, прекрасным, высоким».

Вскоре после появления сборника «Арабески» Гоголь пишет повесть «Нос». Журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать эту повесть, находя её «грязною», видя в ней «пошлость и тривиальность». Повесть «Нос» была напечатана в третьем номере пушкинского «Современника» за 1836 год.

В каждой из гоголевских повестей раскрывается какая - то существенная грань Петербурга, его бытового или общественного уклада. В этом отношении особенно примечательна повесть «Нос». Сюжет её развивается таким образом, что позволяет автору дать наиболее полный социально - психологический разрез петербургского общества. Это при том, что сюжет основан на совершенно невероятной истории. Нелепое, фантастическое происшествие, случившееся с коллежским асессором Ковалёвым, дало возможность писателю заглянуть в самые потаённые углы Петербурга и сделать важные обобщения. Всё в этой повести кажется абсолютно достоверным. Всё происходит «как в жизни». Ап. Григорьев называл «Нос» «оригинальнейшим и причудливейшим произведением, где всё фантастично и вместе с тем всё в высшей степени поэтическая правда».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие материалы:

Использование музыкального фрагмента
Сформировать музыкальное восприятие. Научить сравнивать образ музыкального произведения со стихотворным образом. Сопоставление произведения А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» со стихотворением А.А. Фета «Уж верба вся пушистая .» ...

Бомарше и просветители
Бомарше отнюдь не вождь просветительского движения, как Вольтер, Дидро или Руссо, хотя его сочинения играли роль своеобразного организатора всенародного похода на твердыни феодализма. В его личных качествах много типичного для молодой бур ...

Польская литература в России. История далекая и близкая
Литературную связь России и Польши стоит начать, пожалуй, с Адама Мицкевича. Но в России он традиционно известен не столько стихами и поэмами, сколько тем, что дружил с Пушкиным. Что уж говорить о двух других великих представителях польск ...