Введение
Страница 1

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и нервная семья;

А.С.Пушкин

"В начале жизни школу помню я ." 1830

1) Колыбелью юной поэзии Пушкина был Лицей. Об этом неоднократно говорил Пушкин в своих стихах, и это, по-видимому, не поэтический вымысел, а исторический факт. Именно Лицей в какой-то мере стимулировал литературные занятия Пушкина.

Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители решили отдать его для продолжения образования в какое-либо учебное заведение. Как раз в это время в Петербурге было задумано Александром

I

открытие Лицея для подготовки молодых людей из лучших дворянских семей к государственной службе в «высших государственных должностях».

Идея Лицея возникла ещё в 1808г. Это было учебное заведение, в котором, по замыслу, должны были воспитываться младшие братья Александра

I

– Николай (род. в 1796г.) и Михаил (род. в 1798г.). Возрастом великих князей определялся и возрастной подбор учащихся. Идея совместного обучения великих князей с принятыми воспитанниками Лицея отпала лишь в конце 1811г., т.е. почти в дни его открытия. Причиной этого была напряженность международной обстановки, заставлявшей предполагать неизбежность тяжелой войны с Наполеоном. Мог на подобное решение повлиять и определившийся состав молодых воспитанников Лицея.

Устав Лицея вырабатывался в результате сотрудничества многих лиц. Последняя редакция принадлежала Сперанскому. В организации Лицея ближайшее участие принимал министр народного просвещения Разумовский.

В программу первых трех лет входило «грамматическое учение языков: российского, латинского, французского, немецкого», довольно обширный курс математики, от арифметики до тригонометрии включительно. Изучались «первоначальные основания изящных письмен», т.е. разбор образцовых отрывков из произведений лучших писателей, и правила риторики. Проходилась история и география. Кроме того, в программе были Закон Божий, чистописания, рисование, танцы, фехтование, верховая езда и плавание. В последующие годы список изучаемых дисциплин включал в себя: логику, нравственную философию, Право естественное, частное и публичное, Российское гражданское и уголовное право, финансы, статистику. Отличительной особенностью Лицея был энциклопедический характер программы преподавания.

Для устройства Александра в Лицей, далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого А.И. Тургенева. В июне 1811 поэт Василий Львович привез своего племянника в Петербург на приемные экзамены. Александр сдавал вступительные экзамены 12 августа. При этом он получил следующие оценки: в грамматическом познании языков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился; в арифметики – знает до тройного правила; в познании общих свойств тел – хорошо; в начальных основаниях географии и в начальных основаниях история – имеет сведения. Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в Лицей.

19 октября 1811 года в торжественной обстановке состоялось открытие Лицея. В присутствии царя и царской семьи, высшего духовенства, членов Государственного совета, министров держал речь об обязанностях гражданина питомец Геттингенского университета, профессор естественного права Куницын:

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Толстой. Ирония и сатира в романе-эпопее «Война и мир»
В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой относится к «большому свету» не просто отрицательно. Он часто прибегает к иронии, а порою выступает как обличитель, как сатирик. 1.Авторская характеристика. Тот человеческий тип, который вопло ...

Проблематика и образы пьес Е. Л. Шварца социально – политического подтекста. О пьесе "Дракон"
Только конкретность и исторически точное освещение жизненных фактов в произведениях истинного художника могут служить трамплином к самым широким обобщениям. В мировой литературе самых разных эпох откровенно злободневные памфлеты достигали ...

Английские традиции готики
Ствол литературы ужаса образует классическая литературная форма – готический роман, сложившийся в Англии в последней четверти XVIII столетия. Он противопоставляет жизни достоверной, разумной, ориентированной на реальность, запечатленной в ...