Соборная площадь
Страница 1

Пройдя берегом Камы вдоль корпусов Института ракетных войск, мы останавливаемся на площади перед бывшим Спасо-Преображенским кафедральным собором, где ныне размещается художественная галерея. Это одно из любимых мест отдыха горожан, исторический и символический центр города. В Перми нет главной площади, характерной для городов классицизма. Центральные площади перемещали на новые места, по мере того как рос город. Главными оставались две улицы - перпендикулярная реке, переходящая в Сибирский тракт, и параллельная, имевшая когда-то выход на Казань. В прошлые века это были Сибирская и Петропавловская, сегодня Комсомольский проспект и улица Ленина. В Перми нет главной и любимой всеми площади, но есть места, малые скверы, притягивающие жителей. Одно из таких мест - начало Комсомольского проспекта у собора. Отсюда открывается прекрасный вид на Каму и на город. И прямо перед нами, надо запрокидывать голову, взлетает в небо стрела колокольни Спасо-Преображенского собора. Место для строительства храма - лучше не придумаешь. Он расположился на вершине приречной горы Слудки (130 м над уровнем моря), на мощном изгибе Камы. Здание хорошо просматривается с речных плесов и служит своего рода маяком, отмечающим центр города. Не менее эффектно собор выглядит с южной стороны. В дореволюционной Перми склоны Слудки застраивались одно- и двухэтажными зданиями, они ступеньками, террасами восходили к собору, и композиция застройки гармонично завершалась почти семидесятиметровой ярусной колокольней. Пермь словно возносилась к небу. Собор был организующим началом, доминантой, объединявшей в единое целое архитектурный ансамбль города.

Венчающий гору собор с колокольней - первое, что видели и запоминали гости города, прибывающие в Пермь с Камы. Вот как, например, описал ее популярный беллетрист Василий Иванович Немирович-Данченко, брат одного из основателей МХТа: "Издали, с палубы парохода, город чрезвычайно красив /…/. На высоком правом берегу Камы прежде всего обрисовались перед нами большие колокольни. Одна из них, по самой середине города очень напоминает Симонову в Москве"2. Естественно, что посещение Спасо-Преображенского собора входило в обязательную программу пребывания в городе и именитых гостей, и простых путешественников. В храме в разные годы стояли на праздничном богослужении император Александр I и цесаревич Александр Николаевич, будущий Александр II, общественные деятели, ученые, поэты. В начале 1920-х годов храм был закрыт, но Перми все же "повезло", здание не было ни разрушено, ни превращено в какой-нибудь склад. В бывшем соборе открыли художественную галерею, и здание сохранило свою роль духовно-культурного центра. И сюда по-прежнему ведут всех гостей города. Тем более что пермякам есть, что показать: галерея обладает замечательной коллекцией живописи, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Подлинное сокровище галереи - уникальное собрание пермской деревянной скульптуры. А от работников галереи вы можете услышать удивительные рассказы о том, что пермские боги - живые… По вечерами оставаться в галерее страшно: слышатся шаги, скрипы, звуки. Бывает, по ночам срабатывает сигнализация, а когда приезжают на вызов, оказывается, что там никого нет… право от входа в храм ансамбль соборной площади продолжается двухэтажным каменным зданием. Ныне здесь расположен пермский краеведческий музей, а до революции это были архиерейские покои. После революции архиерейский дом был передан в распоряжение Пермского научно-промышленного музея. Музей открылся в городе в 1894 году, по инициативе популярного в Перми общественного деятеля, врача П.Н. Серебренникова, в доме по ул. Петропавловской (ныне - Коммунистическая). Его фонды стали основой современного Пермского областного краеведческого музея. Помимо демонстрации экспонатов, в залах музея регулярно проводились научно-популярные лекции по самым различным отраслям знаний как местными лекторами, так и гостями города. В 1915 году в музее выступил Константин Бальмонт. Он прочитал две лекции: "Поэзия как волшебство" и "Океания". Пермские газеты были полны откликов на выступления столичной знаменитости. Кто-то упрекал поэта в отсутствии научного подхода и неясности изложения, кто-то восхищался "величайшим художником слова".

На память о посещении музея Бальмонт оставил в книге почетных гостей не очень складный стихотворный экспромт: "Ваш мамонтовский бивень в 5 аршин //С своим великолепнейшим извивом, //То знак, что человек был властелин, //И в жизни властелином был красивым". Не совсем ясно, почему "мамонтовский бивень" должен напоминать, что человек был "красивый властелин", но поэзия - странная вещь. Эти небрежные строчки оказались в чем-то пророческими. В 1927 году экспозицию пермского музея украсил великолепно сохранившийся костяк исполинского мамонта: его раскопали в Верещагинском районе палеонтологи Пермского университета. Экспонат редкий, подобные есть разве что в Дарвиновском музее в Москве, и пермские музейщики гордятся им. А поколение за поколением пермских школьников дивятся на останки доисторического властелина здешних мест.

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

«Мифологические сказки»
В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало от работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романо ...

Дальняя дорога
М. П. Чехов рассказывает, что «собрался Антон Павлович на Дальний Восток как-то вдруг, неожиданно, так что в первое время трудно было понять, серьезно ли он говорит об этом, или шутит». Почему он решил поехать именно на Сахалин? Он никог ...

Введение.
В середине 50-х годов наступил новый этап в развитии нашей страны. Никита Сергеевич Хрущев, успешно раскритиковав культ личности Сталина, становится главой страны и наступает период так называемого "потепления". В развитии куль ...