Евгений Онегин
Страница 2

Другое пророчество сна Татьяны – ее замужество.

· Слово «снег», помимо смерти, имеет также значение «приносящий плодородие». Отсюда покрыть снегом - 'покрыть свадебным покрывалом'. По всей видимости, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет на руки медведь, предвещает будущее замужество.

· Согласно народной традиции, перейти девушке через ручей - значит 'выйти замуж'. Мостик из двух жердочек символичен – одно из святочных гаданий на жениха (как раз то, которое применила той ночью Татьяна) заключается в том, что девушки делают из прутиков мостики на зеркале и кладут его под подушку, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост". В романе же "мостком" к замужеству стала смерть Ленского, ведь именно после дуэли и отъезда Онегина Татьяна уехала в Москву, где и вышла замуж за генерала.

· Медведь же - 'будущий жених Татьяны - генерал'. Дело в том, что медведь издревле ассоциировался у народа с женихом как символ богатства и плодородия, к тому же Пушкин подчеркивает, что медведь был "косматый", "большой взъерошенный" – как сам генерал.

· Более того, во сне медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами "здесь мой кум". И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, "родню и друга своего", с Татьяной - своей женой.

Получается, что гадание сбылось – Татьяна действительно видела во сне своего суженого, правда, скрытого от нее в образе медведя. Об этом можно догадаться и без помощи толкования снов, ведь возле ручья медведь подает Татьяне руку – то же самое делает жених, когда сватается – предлагает «руку и сердце».

Третий немаловажный символ сна Татьяны – «шалаш», который в результате оказывается вполне благоустроенной хижиной, с сенями, столом и лавками. Иными словами, это «дом».

Слово «дом» издавна имеет значение «человек» - такое сопоставление пошло из языческого «огонь – душа человека» (а домашний очаг, как известно, - душа дома). С помощью такого символа раскрывается тайна внутреннего мира Евгения Онегина – тайна, давно мучившая Татьяну. По соннику, смотреть в дверную щель хижины снаружи – значит «пытаться понять внутренний мир Онегина».

· Войдя в комнату, Татьяна видит, что Онегин правит домовыми и своими гостями-демонами. Простая логическая цепочка: если "хижина" - Онегин, то все, что внутри (и в частности домовые) - части его внутреннего мира. Отсюда эпизод управления демонами символизирует властность героя: "Он знак подаст - и все хлопочут; он пьет - все пьют и все кричат; он засмеётся - все хохочут; нахмурит брови - все молчат".

· Смотреть на дверь изнутри дома - 'избегать самого себя' ("Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит"). Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его, "томясь душевной пустотой", охладеть к жизни и ненавидеть самого себя.

· Проникнуть в дом - 'стать предметом мыслей и чувств. Онегина'. Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения. Впоследствии уже влюбленный Онегин увидит во сне тот же сюжет: "сельский дом - и у окна сидит она . и всё она!".

· Исчезновение "домовых" - 'избавление от прежних пороков'. После того, как Татьяна проникла в хижину, домовые сначала смутились, а потом и вовсе скрылись. Очевидно, любовь к Татьяне полностью изменила внутренний мир Евгения, избавила его от "демонов".

· И наконец, разрушение дома - 'болезнь Онегина'. В финале сна "хижина шатнулась". И действительно, в конце романа Онегин заболевает. («Бледнеть Онегин начинает . Онегин сохнет - и едва ль уж не чахоткою страдает») Кроме того, герой переживет огромную душевную трагедию, когда осознает всю безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман.

Таким образом, в эпизоде сна Татьяны также раскрывается внутренний мир человека, на которого она гадала в ту ночь, ее возлюбленного – Евгения Онегина.

Значение приема сна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» поистине велико: этим приемом автор не только раскрывает внутренний мир главных героев, но и дает внимательному читателю заглянуть вперед, приоткрывает завесу тайны.

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Обзор основных произведений И. П. Токмаковой
Стихотворение «Где спит рыбка?»: ГДЕ СПИТ РЫБКА Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий - к конуре. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин - к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на во ...

«Мифологические сказки»
В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало от работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романо ...

Фантастическое как элемент поэтической системы Булгакова. Фантастика в сатирическом и философском аспекте
В одном из черновиков романа "Мастер и Маргарита" сохранилась запись М. Булгакова "Фантастический роман", которая могла быть вариантом названия, а возможно, указанием на жанр[1]. Фантастическое как элемент поэтической ...