Говорящие имена в произведениях Виктора Антоновича Дьяченко
Страница 1
О литературе » Комическое и способы его реализации в пьесах Виктора Антоновича Дьяченк » Говорящие имена в произведениях Виктора Антоновича Дьяченко

Самым ярким, бросающимся в глаза, приемом создания комического эффекта, на наш взгляд, является использование говорящих имен.

Данный прием создания комического - это один из самых широко распространенных приемов. Базируется он на выстраивании ассоциативного ряда в связи с определенным качеством, гиперболизированном и выдвинутом фамилией на первый план художественного образа. В произведениях Виктора Антоновича Дьяченко присутствуют говорящие имена. В большинстве своем они направлены на характеристику образа в целом, нежели на создание отдельно комического либо сатирического эффекта. Стоит отметить особую значимость данного приема. В качестве доказательства может быть представлен следующий ряд говорящих имен и фамилий:

Григорий Михайлович Басанин - Басанский

("Пробный камень") - "отставной поручик гвардии", разорился. Ныне его имение принадлежит его бывшему крепостному Тихону Савельевичу Сундукову. Фамилией "Басанин - Басанский" автор намекает на его материальное положение, он "босой", то есть остался совершенно без средств к существованию, о чем сам же и говорит нам: "Месяц два тому назад, в Петербурге, положение мое было не красиво…sacre bley! Больно некрасиво! Мировые судьи, Окружные суды и голодные адвокаты так и вертелись перед глазами! Перспектива неприятная!"[6]

Двойное повторение корня в фамилии может так же указывать на желание данной персоны казаться значимой фигурой.

Тихон Савельевич Сундуков

("Пробный камень") - мещанин, владелец большого имения, пожилой человек, накопивший большое состояние. Сундук - предмет домашнего обихода, громоздкий, весомый. Во многих приключенческих произведениях именно в нем хранили богатства. Но в данном случае, это скорее образ опустошения, нежели наполненности материальными и духовными богатствами. Герою некому передать нажитое, потому как он не имеет наследников. В этом прослеживается некая аллегория - отсутствие будущего, отсутствие надежды на лучшее будущее.

Любимых героев Дьяченко награждает другого рода именами. Так, например, героиню пьесы "Нынешняя любовь" зовут Юльнькой.

Юлинька (

"Нынешняя любовь") - "дочь Якова Петровича Туманова", восемнадцати лет отроду, миловидная девушка, недавно закончившая пансион. Уже в имени звучит благосклонность в героине. Недаром автор награждает ее ласкательным суффиксом " - иньк".

Катенька -

еще одна молодая героиня, но теперь из пьесы "Пробный камень". Дочь Басанина - Басанского, оказывается вовлечена в аферу баронессы Стренгель, которая хочет завладеть имением, сделав ее женой своего сына. Она искренне любит старика Сундукова, трезво оценивает ситуацию их банкротства и из чувства собственного достоинства не может принять подарок Сундукова - бывшее их имение. Слишком чиста душа Катеньки, чтоб быть замешанной в корыстных посягательствах ее отца на "бесплатный куш". Она, будучи честным человеком, не смеет нарушить данное ей когда-то слово, быть женой сына баронессы Стренгель, и, только лично убедившись в корыстных мотивах данного семейства, отказывается от данного обещания, выбрав достойного мужа - Кочергина.

Граф Бронин

("Нынешняя любовь") - "начальник Туманова", - так коротко и емко характеризует этого героя автор. Отсутствие имени и отчества - весомый показатель отношения Дьяченко к герою. Не наделив его именем, автор высказал четко свою позицию к нему, а именно, на взгляд автора Бронин не достоин имени, ибо одной только его фамилии уже предостаточно, чтоб понять, что же это за человек Бронин. Бронь - непробиваемая толща металла, глухая и неприступная, такая же, как и сам герой. Отсутствие какой-либо развернутой характеристики так же говорит о многом. В первую очередь он является чиновником, а во вторую - графом. Именно эти две характеристики и определяют отношение к нему всех остальных, в частности его подчиненного Якова Васильевича Туманова.

Яков Петрович Туманов

("Нынешняя любовь") - "начальник отделения". Фамилия Туманов, говорит нам о кажущейся простоте и прозрачности человека, носящего ее. С первых реплик перед нами человек значимый, видный, о чем мы догадываемся из уважительной снисходительности героя в прибывшему дальнему родственнику (Чедаеву). Позднее же, при появлении высшего по чину, он превращается в особу, пресмыкающуюся перед начальством. Раболепие выражается в каждой фразе Туманов по отношению ко всему относящемуся к графу. Туманов пытается угождать всем прихотям Бронина: "приготовить пулечку, как всегда изволите играть, - по гривенничку, - без вас не смели начать", [7]

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Эпос и роман
Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман – единственный становящийся и еще не готовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романно ...

Черный человек, Москва кабацкая
Действие ее разворачивается глубокой ночью в полнолуние, когда силы зла властвуют. Ощущение одиночества рождает желание обратиться к неведомому другу, который не придет и не протянет руку помощи. Друг мой, друг мой, Я очень и очень боле ...

Характеристика литературы эпохи Просвещения
Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. — философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, — жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе. Новая атмосфера общественного умонастроения приводила ...