Звучит стихотворение «К вершине»
О литературе » Встреча с поэзией Владимира Высоцкого » Звучит стихотворение «К вершине»

8. Стихотворение названо «К вершине». Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека.

К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм – таким было его отношение к людям, но, прежде всего к себе:

Дурацкий сон как кистенём избил нещадно.

Невнятно выглядел я в нём и неприглядно -

Во сне я лгал, и предавал, и льстил легко я…

А я и не подозревал в себе такое…

Я не шагал, а семенил на ровном брусе,

Ни разу ногу не сменил, трусил и трусил.

Я перед сильным лебезил, пред злобным гнулся.

И сам себе я мерзок был, но не проснулся.

А вдруг – в костёр?! И нет во мне шагнуть к костру сил.

Мне будет стыдно, как во сне, в котором струсил.

Прообраз героя песни – грузинский альпинист Хергиани – был именно таким человеком: прекрасный спортсмен («горный тигр» - называли его друзья), смелый, мужественный, он не признавал мужской трусости. Хергиани любил свою родину, горы Сванетии, в которых родился. Там, в горах, он и был похоронен после трагической гибели в Италии. Вот в чём смысл последней строки песни: наклонятся горные хребты самым прочным в мире обелиском.

УЧИТЕЛЬ. Драгоценнейший подарок . У Высоцкого есть прекрасное стихотворение, посвящённое другу. Я прочитаю вам отрывок:

Если где-то в чужой незнакомой ночи

Ты споткнулся и ходишь по краю,

Не таись, не молчи, до меня докричи -

Я твой голос услышу, узнаю.

Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи?

Потерпи – я спешу, и усталости ноги не чуют.

Мы вернёмся туда, где и воздух, и травы врачуют,

Только ты не умри, только кровь удержи.

9. Когда размышляешь над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью. В ней нет никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал.

Я почитаю своё любимое стихотворение, которое, по-моему, является не только одним из лучших лирических стихотворений поэта, но и отражает его яростное стремление к правде в человеческих отношениях:

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда весёлых песен не пою.

Я не холодного цинизма,

В восторженность не верю и ещё:

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Но, если надо, выстрелю в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или когда всё время против шерсти,

Или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в неё плюют.

УЧИТЕЛЬ. Я не люблю – нравственная формула отношения к человеческим

Порокам, но было бы ошибочно определять ею весь внутренний мир поэта.

Этот мир, на мой взгляд, полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать: «…Я люблю, - то же, что дышу или живу!


Похожие материалы:

Дидро в России
В 1773 г. в жизни Дидро произошло важное событие: он принял предложение Екатерины II приехать в Россию. Основная работа по «Энциклопедии» была закончена, и он мог позволить себе отлучиться на время из Франции. Россия радушно встретила ве ...

Отношение просветителей к праву частной собственности
Никто из просветителей не решился посягнуть на принцип частной собственности. Наиболее передовые из них доходили до понимания того, что неравное распределение богатств среди членов общества есть величайшая из всех социальных несправедливо ...

Переработка сюжетов и переосмысление образов мировой классики в сказочных пьесах Е. Л. Шварца. Новое содержание " старых" сюжетов. Шварц и Андерсен
Шварц был во многих отношениях первооткрывателем, а у истинного первооткрывателя всегда есть предшественники. Шварц честно и бескорыстно продолжил поиск, начатый задолго до него. Поверив в Ганса-Христиана Андерсена, своего великого и мудр ...