Звучит стихотворение «К вершине»
О литературе » Встреча с поэзией Владимира Высоцкого » Звучит стихотворение «К вершине»

8. Стихотворение названо «К вершине». Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека.

К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм – таким было его отношение к людям, но, прежде всего к себе:

Дурацкий сон как кистенём избил нещадно.

Невнятно выглядел я в нём и неприглядно -

Во сне я лгал, и предавал, и льстил легко я…

А я и не подозревал в себе такое…

Я не шагал, а семенил на ровном брусе,

Ни разу ногу не сменил, трусил и трусил.

Я перед сильным лебезил, пред злобным гнулся.

И сам себе я мерзок был, но не проснулся.

А вдруг – в костёр?! И нет во мне шагнуть к костру сил.

Мне будет стыдно, как во сне, в котором струсил.

Прообраз героя песни – грузинский альпинист Хергиани – был именно таким человеком: прекрасный спортсмен («горный тигр» - называли его друзья), смелый, мужественный, он не признавал мужской трусости. Хергиани любил свою родину, горы Сванетии, в которых родился. Там, в горах, он и был похоронен после трагической гибели в Италии. Вот в чём смысл последней строки песни: наклонятся горные хребты самым прочным в мире обелиском.

УЧИТЕЛЬ. Драгоценнейший подарок . У Высоцкого есть прекрасное стихотворение, посвящённое другу. Я прочитаю вам отрывок:

Если где-то в чужой незнакомой ночи

Ты споткнулся и ходишь по краю,

Не таись, не молчи, до меня докричи -

Я твой голос услышу, узнаю.

Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи?

Потерпи – я спешу, и усталости ноги не чуют.

Мы вернёмся туда, где и воздух, и травы врачуют,

Только ты не умри, только кровь удержи.

9. Когда размышляешь над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью. В ней нет никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал.

Я почитаю своё любимое стихотворение, которое, по-моему, является не только одним из лучших лирических стихотворений поэта, но и отражает его яростное стремление к правде в человеческих отношениях:

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда весёлых песен не пою.

Я не холодного цинизма,

В восторженность не верю и ещё:

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Но, если надо, выстрелю в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или когда всё время против шерсти,

Или когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в неё плюют.

УЧИТЕЛЬ. Я не люблю – нравственная формула отношения к человеческим

Порокам, но было бы ошибочно определять ею весь внутренний мир поэта.

Этот мир, на мой взгляд, полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать: «…Я люблю, - то же, что дышу или живу!


Похожие материалы:

Детство. Отрочество. Юность. И.Бродского
Иосиф Александрович Бродский – единственный ребенок в семье ленинградских интеллигентов – родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. Отец, Александр Иванович Бродский (1903-1984), был фотографом-профессионалом, во время войны – военным корреспо ...

Педагогическая и литературная критика 20-30 годов против журналов «Еж» и «Чиж». Выделите сущность аргументов критики, направленных против стихов Введенского, Хармса
В 20-30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития – формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективн ...

Способы изображения Бродским лирического героя. Фрагментарность изображения (синекдоха, метонимия)
Присутствие автора в лирике поэтически замаскировано. Но если проанализировать средства изображения созданного Бродским субъекта, то можно обнаружить, что основной принцип построения образа лирического героя размещается на пересечении нес ...