И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. («Пленник чужой! ») Плотно заперты ворота, Вечер черен, ветер тих. («Сразу стало тихо в доме…») Вдруг запестрела тихая дорога, Плач полетел, серебряно звеня… («Памяти 19 июля 1914») В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими: Осень ранняя развесила Флаги желтые на вязах. («Мне с тобою пьяным весело…») На стволе корявой ели Муравьиное шоссе. («Обман») Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам. Определения, выраженные словами, сохраняющими в тексте свое прямое значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они не могут выполнять эстетической функции, быть сильным изобразительным средством. Я эту ночь не спала, Поздно думать о сне… Как нестерпимо бела Штора на белом окне. Сквозь стекло лучи дневные Известь белых стен пестрят… («Два стихотворения») Такие точные эпитеты не уступают в выразительности любым метафорическим, которые мог бы использовать художник для описания какого-либо явления. Яркую изобразительность часто придают речи цветовые эпитеты: Облака плывут, как льдинки, льдинки В ярких водах голубой реки. («Сладок запах синих виноградин…») Я здесь, на сером полотне, Возникла странно и неясно. («Надпись на неоконченном портрете») Еще А.Н.Веселовский отметил народную символику цветов, когда физиологическое восприятие цвета и света связывается с психическими ощущениями: Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице. («Смятение») Эпитеты исследуют с разных позиций, предлагая при этом различные их классификации. С генетической точки зрения эпитеты можно разделить на общеязыковые (камень надгробный, нежный цветок) и индивидуально-авторские (серебряный смех, блуждающий вечер), народно-поэтические (румяные щеки, добрый молодец). Последние называют еще постоянными, так как словосочетания с ними приобрели в языке устойчивый характер. Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы. 1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические. Например, …В снежных ветках черных галок, Черных галок приюти. 2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-сиделка). Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями («А теперь я игрушечной стала,/ Как мой розовый друг какаду»). Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу. 3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов—оксюмороны: 4. Рядами стройными проходят ленинградцы, Живые с мертвыми… Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие «эпитет» объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Пространство и время Принципы поэтики И.Бродского и эстетика постмодернизма Лексическое своеобразие
двучастных рассказов А. Солженицына «На краях», «Желябугские выселки», «На
изломах», «Настенька». Авторские окказионализмы в художественном тексте
двучастных рассказов А. Со |
Теоретическое описание эпитета и его разновидностей (на примерах лирики
Ахматовой)
Страница 2
О литературе » Эпитет в лирике Ахматовой » Теоретическое описание эпитета и его разновидностей (на примерах лирики
Ахматовой)