Теоретическое описание эпитета и его разновидностей (на примерах лирики Ахматовой)
Страница 2
О литературе » Эпитет в лирике Ахматовой » Теоретическое описание эпитета и его разновидностей (на примерах лирики Ахматовой)

И никогда не поверю, что можно

После небесной и тайной любви

Снова смеяться и плакать тревожно

И проклинать поцелуи мои.

(«Пленник чужой! »)

Плотно заперты ворота,

Вечер черен, ветер тих.

(«Сразу стало тихо в доме…»)

Вдруг запестрела тихая дорога,

Плач полетел, серебряно звеня…

(«Памяти 19 июля 1914»)

В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими:

Осень ранняя развесила

Флаги желтые на вязах.

(«Мне с тобою пьяным весело…»)

На стволе корявой ели

Муравьиное шоссе.

(«Обман»)

Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам.

Определения, выраженные словами, сохраняющими в тексте свое прямое значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они не могут выполнять эстетической функции, быть сильным изобразительным средством.

Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне…

Как нестерпимо бела

Штора на белом окне.

Сквозь стекло лучи дневные

Известь белых стен пестрят…

(«Два стихотворения»)

Такие точные эпитеты не уступают в выразительности любым метафорическим, которые мог бы использовать художник для описания какого-либо явления. Яркую изобразительность часто придают речи цветовые эпитеты:

Облака плывут, как льдинки, льдинки

В ярких водах голубой реки.

(«Сладок запах синих виноградин…»)

Я здесь, на сером полотне,

Возникла странно и неясно.

(«Надпись на неоконченном портрете»)

Еще А.Н.Веселовский отметил народную символику цветов, когда физиологическое восприятие цвета и света связывается с психическими ощущениями:

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

(«Смятение»)

Эпитеты исследуют с разных позиций, предлагая при этом различные их классификации. С генетической точки зрения эпитеты можно разделить на общеязыковые (камень надгробный, нежный цветок) и индивидуально-авторские (серебряный смех, блуждающий вечер), народно-поэтические (румяные щеки, добрый молодец). Последние называют еще постоянными, так как словосочетания с ними приобрели в языке устойчивый характер.

Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы.

1. Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические.

Например,

…В снежных ветках черных галок,

Черных галок приюти.

2. Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (бессонница-сиделка). Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями («А теперь я игрушечной стала,/ Как мой розовый друг какаду»).

Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.

3. Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов—оксюмороны:

4.

Рядами стройными проходят ленинградцы,

Живые с мертвыми…

Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие «эпитет» объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Прототипы
Ни у Б. Васильева, ни у Ю. Бондарева нет точной, реально существовавшей личности (за исключением Сталина в романе «Горячий снег»), которая являлась бы явным прототипом кого-либо из героев, чьи черты характера, внешности он бы взял. Для по ...

Вывод.
Если расположить любовные стихи Ахматовой в определённом порядке, можно заметить, что в самом начале лирических стихов героиня гордая, трепетная, нежная. А уже в конце лирических стихотворений это многопознавшая женщина, прошедшая большой ...

Анализ фильма «Война и мир»
Развить эмоциональную и эстетическую способность через кино. Провести анализ картины. Фильм «Война и мир» погружает нас в другой мир, в другую эпоху, такую далекую от нас. Действие картины разворачивается на фоне военных действий. Но в т ...