Заключение

В ходе исследования творчества матери Марии, Бориса Пастернака и Александра Блока мы пришли к выводам, что, несмотря на общую духовную тематику их произведений, их стихотворения носят весьма индивидуальный характер. Каждый из поэтов через обращение к религиозной лирике преподносит читателю то, что волнует именно его.

Для матери Марии духовный стихи как дневниковые записи. В них она раскрывает свою душу. Читая её покаянные произведения, мы сами начинаем проникаться чувствами осознания своей греховности и смирения. Для матери Марии стихи – это способ выразить всё то, что накопилась в её душе. Она писала свои лирические произведения в первую очередь для себя. Но, тем не менее, всё-таки есть стихотворения, такие как, например, "Война", "Средь знаков тайных и тревог", в которых Елизавета Юрьевна отразила и то, что происходило тогда даже в масштабах страны – революцию, общее смятение, борьба, войны.

У Бориса Пастернака тема природы и духовная тема тесно переплетаются между собой. В своих произведениях он тонко переживает все то, что происходило с Христом и Его учениками во время земной жизни Спасителя. В лирических произведениях Бориса Леонидовича и деревья оживают, и земля начинает дышать, и даже такие абстрактные вещи, как март, ночь и другие начинают вести себя словно люди. Поэт в своей духовной лирике не старается отразить в ней то, что происходит в его жизни сейчас. Для него религия – это нечто вечное, непоколебимое, статичное, то, что не подвергается воздействию со стороны. Поэтому хотя произведение "Доктор Живаго", избранные стихотворения которого мы проанализировали, писалось в тяжёлые послевоенные годы, в них нет и намёка на что-либо внешнее, выходящее за пределы духовного благоденствия.

Стихотворения Александра Блока, напротив, несут в себе много политического. И здесь роль духовного значительно принижена. Если в лирических произведениях матери Марии богообщение, богообращение, разговор и духовном – это основное содержание, в духовных стихах Бориса Пастернака духовная тематика главенствует, но в ней так же присутствует тема природы, то в стихотворениях Александра Блока, где он пишет о Боге, духовная тематика стоит практически на одном уровне с темой Родины. Духовная тема является основной для раскрытия содержания темы Родины. И ещё одной отличительной чертой стихотворений Александра Александровича является то, что он в первую очередь пишет о том, что происходит в его стране сейчас, он затрагивает тему революции, обращаясь при этом и к духовной тематике (вспомним поэму "Двенадцать"). Тогда как мать Мария и Борис Пастернак либо не говорили прямо о событиях своих дней, либо не говорили о них вообще.

Духовная лирика была, есть и будет всегда в малой или большой степени присутствовать в поэзии профессиональных поэтов и поэтов-любителей. Пока жива вера среди людей, будут живы и религиозные произведения. И каждый творец привнесёт в духовную поэзию нечто своё, новое, что позволит другим людям расширить своё мировоззрение и глубже погрузиться в духовный мир и, может быть, стать немного лучше.


Похожие материалы:

Культурологические основы изучения литературы в аспекте литературного образования. Методологические и методические проблемы культурологического подхода в изучении литературы
На современном этапе литературоведение стремится не только истолковать тот или иной текст, но и выйти к читателю, постигающему ценностный смысл текста, к культуре, в которой современный человек должен чувствовать себя полноправной частью. ...

Ахматова и Толстой
Рассказывая о себе в "Автобиографических записках", Анна Ахматова упоминает Льва Николаевича Толстого три раза: "Читать я училась по азбуке Льва Толстого". [6, с.233] "Я родилась в один год с Чарли Чаплином, &quo ...

Образы Гете
Опера Ш. Гуно, написанная по мотивам 1-й части одноименной трагедии В. Гёте. Впервые поставленная в Париже в 1859 г., опара вскоре завоевала популярность во многих европейских странах (в России впервые показана итальянской оперной труппой ...