Особенности развития и становления драматургии 60-90-х годов
Страница 4
О литературе » Особенности развития и становления драматургии 60-90-х годов

Другой тип героя драматурга - это казалось бы примелькавшийся образ стяжателя и эгоиста, живущего для себя.

Пятнадцать лет назад была готова рухнуть философия мещанина-накопителя Золотуева ("Прощание в июне"), не признающего существования честных и бескорыстных людей.

Не дано поверить в честность и бескорыстие Хомутова персонажам пьесы "Двадцать минут с ангелом" из серии "Провинциальные анекдоты". Почти фантастична ситуация предложенная автором. Двое подвыпивших командированных просят в долг у первых попавшихся им людей. Неправдоподобна ситуация, но еще более нереальным становится поведение людей, когда находится человек, готовый одолжить нужную сумму.

Итак, в пьесах Вампилова перед нами поединок доброты и бескорыстия со злом и эгоистическими представлениями. В них характерная именно для его пьес ситуация, когда не злодей, не отрицательные персонажи, а носитель добра запускает механизм интриги.

Одной из лучших пьес Вампилова является драма "Утиная охота". "Утиная охота" - это драма несостоявшейся человеческой личности. Несостоявшейся не в силу того, что "среда заела", жизнь сломала, а в силу абсолютной бесхребетности, безответственности, духовной опустошенности. Главному герою пьесы Зилову безразлично все на свете. Истоки его нравственного оскудения скрыты, но тем более они опасны, говорит автор.

Тонким психологом выступает Вампилов и в драме "Прошлым летом в Чулимске". Внимательно следит художник за поведением действующих лиц, за развитием характера Валентины и поступками Шаманова. Окончательные решения вынесены за рамки сюжета, но очевидно, что для следователя Шаманова, растерявшегося перед жизненными трудностями, не все потеряно, для него возможно возрождение. Выстояла в первой жизненной катастрофе Валентина, выстояла благодаря своей чистоте, твердости духа и большой воле.

В середине 80-х годов большое развитие получает философская драма. Философскими называются пьесы наиболее емкие и глубокие по художественному смыслу. В данном случае имеется в виду, что авторы этих драм раскрывают решающие, основные вопросы человеческого бытия, стремятся создать целостное представление о мире. Философская драма тяготеет к ярко выраженной условности: ее герои не являют собой саморазвивающиеся характеры, а выступают как выразители идей автора, сюжет и само разрешение конфликта подчинены движению определенной философской концепции.

Наиболее яркими произведениями философской драмы являются пьесы "Беседы с Сократом" и "Она в отсутствии любви и смерти" Э. Радзинского и "Ящерица" А. Володина.

"Беседы с Сократом" - это первая пьеса на историческую тему Э. Радзинского. В ней показан последний период жизни великого философа: его обвинение в неуважении к богам и в дурном влиянии на молодежь, смертный приговор афинского суда, пребывание в тюрьме и отказ спастись бегством, мужественное приятие смерти. Автор умело пользуется античными источниками, вводя в текст фрагменты из сочинений Платона. Но Радзинский писал не художественную иллюстрацию научных концепций и не драматургическое жизнеописание Сократа. Верность фактам истории явилась для автора лишь необходимым первоначальным условием пьесы о далеком прошлом. Главным же для него были нравственно-философские проблемы.

В Сократе воспринимается, прежде всего, его плебейское происхождение: он сын плотника, проживший жизнь в бедности. Он общителен, весел и ироничен. Ирония, сомнение - одна из важнейших черт его системы взглядов, его отношения к миру. В Сократе скрыт обостренный интерес к каждому человеку и стремление внушить всем понятия добра и справедливости, скрыта непоколебимая верность своим нравственным принципам, за которые он готов платить самой высокой ценой, даже ценой собственной жизни. В нем органично сочетаются два человека. Один прост, равен всем, непритязателен и терпелив. Другой недосягаемо высок по своей жизненной программе, труден для всех.

Главная героиня пьесы "Она в отсутствии любви и смерти" - семнадцатилетняя девушка, только закончившая школу и готовящаяся к поступлению в институт. Она живет интенсивной и сложной духовной жизнью. Она в том возрасте, когда уходят детские незрелые представления об окружающем мире и начинают складываться новые отношения с людьми. Это время первых столкновений со сложностями жизни, с потерями. Она еще на грани, на переломе, когда уже приходит первое жадное желание любви и первые раздумья о жизни и смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие материалы:

Использование символики чисел в литературных произведениях. Баллады В.А. Жуковского и Н.М. Карамзин «Наталья - боярская дочь»
Много символов и символического можно найти у романтика Жуковского. Его баллада «Три песни» рассказывает нам о мести скальда королю Освальду, убившему когда-то его отца. Три - вообще священное число. Я думаю, вводя это число в произведени ...

А.П Чехов и Украина
А. П. Ч е х о в ( 1860 - 1904 ) Чехов родился и вырос в Таганроге. Это совсем близко от Украины. Естественно, что и украинский язык, и эле­менты украинской культуры были ему близки с детства. Интерес к Украине, тяготение к ней остались х ...

Роберт Люис Стивенсон. Повесть «Дом на дюнах»
Короткая повесть «Дом на дюнах» - одно из лучших, если не лучшее произведение раннего Стивенсона, предваряющее его приключенческие романы и психологические новеллы периода творческой зрелости. В этой повести занимательный сюжет, сочетаяс ...