Согнулись гребли… Сверкнули сабли,- И надрубили сирень весны! «Ведь я лирический ироник… - заметил как-то Северянин. И это очень точное замечание: не иронический лирик, а именно «лирический ироник». Носитель иронии, который иронизирует над тем, что сам же и воспевает: Ты пришла в шоколадной шаплетке, Подняла золотую вуаль… С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и сборник советов «Медальоны» проникнуты любовью к Родине, ностальгическим переживаниям отторгнутости от нее. Нет, я не беженец, Ия не эмигрант,- Тебе, родильница, русский мой талант… «Прежде всего, я не эмигрант и не беженец. Я просто дачник . Всегда был вне политики». Такое положение вещей обернулось трагедией эмигранта. В марте 1918 года Эстония была оккупирована немецкими войсками (и Северянин даже на несколько дней попал в «плен», что отразилось в его стихотворении «По этапу»), а в феврале 1920 года - была объявлена самостоятельным государством. Дача поэта оказалась вне пределов России. Стала жизнь совсем на смерть похожа: Всё тщета, всё тусклость, все обман. Я опускаюсь к лодке зябко ёжась, Чтобы кануть вместе с ней в туман… Стоит также отметить цикл сонет «Медальоны», посвященный деятелям искусства и писателям. В его рамках по алфавиту расположены несколько десятков текстов от «Андреев» до «Шопен» - причем некоторые содержат нелицеприятные наблюдения не только творческого, но и нравственного плана. Интересно, что и в более раннем стихотворении «Пять поэтов» (1918) Северянин особенно высоко оценивает мало на него самого похожего Николая Гумилева: Нет живописней Гумилева: В лесу тропический костер! Благоговейно любит слово. Он повелительно-остер. В 1925 году, при издании поэмы «Колокола собора чувств», Северянин поместил проспект своего полного собрания сочинений – 23 полновесных поэтических тома. Семь из них так и остались неизданными. Большую часть времени в Тойла Северянин проводил за рыбной ловлей. Жизнь его проходила боле, чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925-1930 не вышло ни одного его сборника стихотворений. Зато в 1931 вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов «Классические розы», обобщающий опыт 1922-1930.В 1930-1934 состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов «Адриатика»(1932) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936. А в 1940 поэт признается, что издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю. Поэт умер 20 декабря 1941 в оккупированном немцами Талине и был похоронен там Александро-Невском кладбище. На памятнике помешены его строки: Как хороши, как свежи, будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб… Однажды в своём дневнике Александр Блок записал, размышляя об особенностях Северянина – поэта: «Это настоящий, свежий, детский талант». Осип Мандельштам в рецензии на «Громокипящий кубок» отметив характерные недостатки поэзии Северянина, счёл нужным добавить: «И всё-таки лёгкая восторженность, и сухая жизнерадостность делают Северянина поэтом. Стих его отличается сильной мускулатурой кузнечика. Безнадежно перепутав все культуры, поэт умеет иногда дать очаровательные формы хаосу, царящему в его представлении».
Страницы: 1 2
Похожие материалы: Мифологема голубя в лирике Велимира Хлебникова Народная проза (сказки) Н.Г. Чернышевский (1828—1889) |
В поэзии историк Игорь Северянин.
Страница 2
О литературе » Древние мифы в поэзии серебрянного века » В поэзии историк Игорь Северянин.