Усложнение материала в творческом процессе Толстого
Страница 1
О литературе » Тема истории в произведениях Алексея Николаевича Толстого » Усложнение материала в творческом процессе Толстого

Многие писатели всю свою творческую жизнь идут к тому, чтобы написать какой-либо капитальный труд. Особенно это касается авторов, пишущих на исторические темы. Долгое время собираются документальные материалы, по возможности опрашиваются очевидцы. Весь собранный материал подвергается тщательному осмыслению и художественной обработке. Такой процесс может затянуться не просто на годы, а даже на десятилетия. Достаточно часто при таком долгом акте творения можно выделить промежуточные произведения, которые, в какой-то мере, являются отражением состояния автора и его творения на данный период времени, показывают степень его подготовленности.

Алексей Толстой не стал исключением. Путь к его главному роману на историческую тему был нелегким и очень долгим – целых шестнадцать лет. И это только путь к одному произведению. До него были и другие, которые являлись подготовительным этапом.

Первая мировая война привела Толстого к новому жанру – публицистике. Он сделался военным корреспондентом «Русских ведомостей». Результатом поездок в действующую армию стали циклы очерков 1914-1915. гг. «По Волыни», «По Галиции», «На Кавказе». Толстой стремился показать войну без романтизации, сдержанно, ориентируясь на правду жизни. В своих очерках он освещает события на различных участках фронта. При обилии местных и военных впечатлений его более всего влекли люди. Война стала для Толстого школой жизни и писательства. Опытом работы военного корреспондента в немалой мере подготовлен будущий успех Толстого – выдающегося публициста Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. И это были лишь первые опыты использования свежих исторических событий в творческой деятельности.

В эмиграции Толстой продолжал свои ранние стилизаторские опыты, написал комедию «Любовь – книга золотая», в которой, однако, сильна реалистически-бытовая струя: писатель-реалист обнажает всю грубость крепостнических нравов, скрывающихся под внешне-утонченной маской галантного XVIII в.

В далеком прошлом ищет писатель ответы на современные вопросы. Он хочет отгадать «тайну русского народа и русской государственности». Но вначале история «не поддается» пониманию писателя, и он лишь сводит все к параллелям. Приходится изучать исторические материалы: «Слово и дело государево», документы «Раскольничьих дел XVIII века», фольклор. Все это открыло писателю язык эпохи. Он стал мыслить и говорить языком людей, живущих в эту эпоху. Только тогда раскрылся писателю дух времени.

Эпоха социальных и политических перемен, которую пережил А.Н. Толстой в годы революции и гражданской войны, «ощущение эпохи личное» во многом способствовали формированию исторического сознания писателя, равно как и все предшествующее его творчество и связь с традициями русской классики. В результате – «история стала раскрывать перед ним свои «нетронутые богатства».

События Февральской революции вызвали интерес Толстого к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Город колледжей.
На карте Страны Фантазии "город колледжей" Оксфорд помечен особым знаком. Сколько дивных сказок было придумано в тиши университетских кабинетов, во время прогулок по окрестным рощам! Здесь, в местном колледже Крайст-Чёрч некогд ...

Использование символики чисел в литературных произведениях. Баллады В.А. Жуковского и Н.М. Карамзин «Наталья - боярская дочь»
Много символов и символического можно найти у романтика Жуковского. Его баллада «Три песни» рассказывает нам о мести скальда королю Освальду, убившему когда-то его отца. Три - вообще священное число. Я думаю, вводя это число в произведени ...

Разнообразие проблематик в творчестве Гарольда Пинтера
Гарольд Пинтер является одним из необычных писателей конца XX столетия. Пьесы Гарольда Пинтера – беспредметны, действие может происходить где угодно, без привязок к действительности. Это пьесы о том, как обманны слова и как может не быть ...