Усложнение материала в творческом процессе Толстого
Страница 1
О литературе » Тема истории в произведениях Алексея Николаевича Толстого » Усложнение материала в творческом процессе Толстого

Многие писатели всю свою творческую жизнь идут к тому, чтобы написать какой-либо капитальный труд. Особенно это касается авторов, пишущих на исторические темы. Долгое время собираются документальные материалы, по возможности опрашиваются очевидцы. Весь собранный материал подвергается тщательному осмыслению и художественной обработке. Такой процесс может затянуться не просто на годы, а даже на десятилетия. Достаточно часто при таком долгом акте творения можно выделить промежуточные произведения, которые, в какой-то мере, являются отражением состояния автора и его творения на данный период времени, показывают степень его подготовленности.

Алексей Толстой не стал исключением. Путь к его главному роману на историческую тему был нелегким и очень долгим – целых шестнадцать лет. И это только путь к одному произведению. До него были и другие, которые являлись подготовительным этапом.

Первая мировая война привела Толстого к новому жанру – публицистике. Он сделался военным корреспондентом «Русских ведомостей». Результатом поездок в действующую армию стали циклы очерков 1914-1915. гг. «По Волыни», «По Галиции», «На Кавказе». Толстой стремился показать войну без романтизации, сдержанно, ориентируясь на правду жизни. В своих очерках он освещает события на различных участках фронта. При обилии местных и военных впечатлений его более всего влекли люди. Война стала для Толстого школой жизни и писательства. Опытом работы военного корреспондента в немалой мере подготовлен будущий успех Толстого – выдающегося публициста Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. И это были лишь первые опыты использования свежих исторических событий в творческой деятельности.

В эмиграции Толстой продолжал свои ранние стилизаторские опыты, написал комедию «Любовь – книга золотая», в которой, однако, сильна реалистически-бытовая струя: писатель-реалист обнажает всю грубость крепостнических нравов, скрывающихся под внешне-утонченной маской галантного XVIII в.

В далеком прошлом ищет писатель ответы на современные вопросы. Он хочет отгадать «тайну русского народа и русской государственности». Но вначале история «не поддается» пониманию писателя, и он лишь сводит все к параллелям. Приходится изучать исторические материалы: «Слово и дело государево», документы «Раскольничьих дел XVIII века», фольклор. Все это открыло писателю язык эпохи. Он стал мыслить и говорить языком людей, живущих в эту эпоху. Только тогда раскрылся писателю дух времени.

Эпоха социальных и политических перемен, которую пережил А.Н. Толстой в годы революции и гражданской войны, «ощущение эпохи личное» во многом способствовали формированию исторического сознания писателя, равно как и все предшествующее его творчество и связь с традициями русской классики. В результате – «история стала раскрывать перед ним свои «нетронутые богатства».

События Февральской революции вызвали интерес Толстого к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Последовательность поиска документальных источников информации
При описании каталогов, картотек, библиографических указателей и информационных изданий все время подчеркивалось, насколько важно иметь исчерпывающее представление о всех их видах и стараться использовать их как можно полнее. Однако нель ...

Вопрос о специфике детской литературы
Итак, чем же "литература для детей" отличается от "литературы для взрослых", и существуют ли здесь принципиальные различия? Вопрос о специфике детской литературы всё ещё остаётся открытым. Далеко не все исследователи п ...

Герои
Герои любого произведения, это орудия, с помощью которого автор хочет что-то показать, что- то выразить. Как не смотри – главное в произведении всё же люди. Персонажи повестей и романов разных времён существенно отличаются, различны их вз ...