Усложнение материала в творческом процессе Толстого
Страница 2
О литературе » Тема истории в произведениях Алексея Николаевича Толстого » Усложнение материала в творческом процессе Толстого

Постоянный его интерес к русской истории возникает с 1916, с рассказа «Наваждение». Здесь большие исторические события выражены однако не прямо, а в отраженной форме. История измены Мазепы и политической судьбы Кочубея дана глазами смиренного послушника Трефилия.

Тема Петра в творчестве писателя берет начало в 1917 году. Задумав широкое полотно обо всей жизни Петра, о его эпохе как переломной для русской истории и народа, А.Н.Толстой шел к увлекшей его теме постепенно и издалека. Сначала он пишет рассказы «День Петра». В этом произведении так же, как и в следующем, пьесе «На дыбе» (1921), реформы Петра, вся его деятельность рассматривается как исторически бесплодное дело. Крах, разочарование ждут одинокого деятеля. Далее идут «Первые террористы», затем «Повесть Смутного времени». И лишь как завершение всех этих предварительных «подступов» к эпохе петровского времени принимается за работу над романом «Петр Первый».

В произведениях из времен Петра, предваряющих роман, А. Толстой с разных сторон проверял материк петровской темы, той, о которой Лев Толстой высказался в свое время весьма многозначительно: «Весь узел русской жизни сидит тут». Тогда же возникают и рассказы, в которых находим те или иные образные элементы, предуготавливающие образы и ситуации трилогии. Более того, мотив исторического хождения русского народа по мукам впервые начинает звучать в произведениях на петровскую тему – в них появились раздумья писателя о природе государственности в ее отношении к личности. Это не трудно проследить в трилогии «Хождение по мукам».

Толстой написал в книге рассказ о жизни России периода революции и гражданской войны, о тернистом, полном опасностей пути к народу русских интеллигентов. Русский народ, как и полагается, предстает в эпопее истинным творцом истории.

Хотя в первой части трилогии еще звучит утверждение личного счастья как высшего и неизменного начала, но тема России и революции в конце романа становится доминирующей. В дальнейшем у Толстого усиливается интерес к социально-политической тематике, к общественным проблемам. Однако в романе «Хождение по мукам» много незавершенных эпизодов, и наряду с яркими, запоминающимися сценами даются иногда беглые зарисовки – хроника событий.

Впоследствии, на протяжении 20-х и 30-х годов, работа над трилогией и романом о Петре чередуется. Внешне перед нами два мощных дерева разной породы. Но под ними одна творческая почва и корни переплетаются так тесно, что порою отделить их друг от друга крайне трудно. Происходит скрытое от читательского взора взаимодействие замыслов и художественных структур произведений, их взаимообогащение: трилогия о совсем недавних событиях обретает дополнительную глубину исторического дыхания, роман о Петре обнаруживает острую созвучность эпохе коренной переделки мира.

Решительному пересмотру подвергает Толстой свои исторические идеи, связанные с утверждением алогизма исторического процесса, в романе «Петр I». Роман о Петре наполнен новым содержанием, потому что новым оказалось, прежде всего, понимание самой истории. По-иному освещена в романе роль Петра и его дела.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Сентиментализм в английской литературе.
Глядя сейчас с позиций XXI века на литературное наследие Англии двухсотлетней давности, можно без преувеличения сказать, что одним из наиболее значительных явлений в литературе той поры было творчество Лоренса Стерна. Две его книги «Жизн ...

В чем значение природоведческой книги писателей - природоведов с точки зрения экологической проблемы?
Природа оставляет глубокий, след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать ...

Ограниченность применения
Читателю полезно знать о тех недостатках плана, которые ограничивают применение этой формы записи как независимой. План говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. не передает фактического ...