Заключение

1. А.П. Чехов - писатель; несомненно, отразивший значительные, существенные черты своего времени. Так он, совершенно определенно, частично увидел и осознал, частично ощутил и уловил в воздухе действительное предгрозовое состояние России в конце 19 века - невозможность дальше так жить - и воплотил эту вызревшую русскую проблему с каких-то видных ему высот и низин, но главное - изнутри, с характерными ощущениями, предощущениями, провалами и сверхвидением.

2. Произведения Чехова, на наш взгляд, - это литература поисковая и в этом смысле не только классически реалистическая, но и состоявшая в "родстве" с художественным сознанием эпохи.

3. А.П. Чехов - человек и писатель, тонко чувствующий сложное время, устремленный к иной, прежде всего свободной - освобождающей человека - жизни, видел кризисность состояния России и показал это состояние в особой манере, которую некоторые исследователи правомерно, на наш взгляд, называют импрессионистическим стилем (см. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987).

4. Это связано с тем, что главная идея многих произведений Чехова вычитывается не только из собственно текста, его сюжетно-композиционной организации (тоже, кстати, непростой), но и связана с заложенной в произведении иной системой художественных соответствий, притяжений, связей, обозначенных далеко не четко, но явно системно и дающей эффект определенного настроения, определенной тональности, которая и является часто главной для раскрытия мысли автора во всей ее полноте. Мы называем это настроение подтекстом.

5. На наш взгляд, основное настроение рассматриваемых произведений "Степь" "Счастье" и "Свирель " - это тоска, монотонность, серость, бездуховность и одновременно неудовлетворенность и несогласие, заключенные в них. Это не тоска - безнадежность, а тоска-неудовлетворенность, состояние жизни России на грани предела, за которым один шаг и все рушится и Россия ощущается в бурной, новой, "другой", жизни.

6. Во всех рассматриваемых текстах основная тональность одна и та же. Но достигается она по-разному. В "Степи" можно говорить о словесных совпадениях тоскливый, монотонный, серый, застывший - о природе и людях; с другой стороны, тема "Степи", дороги, - грозы переходит в более общий философский социальный план - все хочет сбросить «иго гнета» - что совместно с системой образов реализует основную идею повести.

Это же единство - текст - подтекст органично и в "Счастье". Настроение тоски и ее крайней разлитости в природе и людях реализуется через тему пастухи - овцы - природа.

В "Свирели" добавляется тема «господ», а печаль, тоска, ее высокие пронзительные ноты значительно озвучиваются.

7. Анализ подтекста и взаимосвязи текст - подтекст оказывается, на наш взгляд, особенно плодотворным при исследовании всех трех текстов, как единого широкого поля: появляется возможность выявить общность лексических тем, эмоциональных мотивов, увидеть развитие и продолжение некоторых образных мыслей и тем в рассказах.

Так появилось основное настроение - тоска, монотонность, серость, застывшее, сонное ("Степь", "Счастье", "Свирель"); гроза - общее в природе и человеке и "другая жизнь" ("Степь", "Счастье"); пронзительное одиночество и высокие, тоскливые звуки ("Степь", "Свирель") - "все это теперь невозможно".


Похожие материалы:

Отношение просветителей к праву частной собственности
Никто из просветителей не решился посягнуть на принцип частной собственности. Наиболее передовые из них доходили до понимания того, что неравное распределение богатств среди членов общества есть величайшая из всех социальных несправедливо ...

Революционный романтизм
Выход одного за другим двух изданий сборника стихотворений Жуковского (1815 и 1818г.г.) был значительным литературным событием. Вместе с вышедшими в 1817 году произведениями Батюшкова это явилось своего рода вехой в истории русской поэзии ...

Жанрово-композиционные и стилистические особенности
Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии. Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерие ...