Сказки - литературные и фольклорные
О литературе » Сказки - литературные и фольклорные

Сказки, произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно эпического содержания, частью с целью дидактической, существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями о давно минувших событиях, действительность свободно переплетается с вымыслом. Они содержат богатый материал для изучения народной психологии и быта. Народным сказкам подражали авторы художественных сказок. Древнейшие литературные сказки появились в Египте в XIV в. до Р. Хр. В Индии - Панчатантра и Махабхарата, Синдбадова книга. На Востоке -"1001 ночь", в Китае - "Шан-Хои Кинг" в XXII в. до Р. Хр. В Греции часто приводят С. Геродот, Плутарх, Лукиан; в Риме - Диофор, Апулей. В средние вв. появились сборники народных сказок. "Mirabilia urbis Romanae", "Деяния римские". Художественные сказки в Италии "Cento novelle antiche", "Декамерон" Боккаччо и др. В XIX в. Бальзак, Сильвестр, Жорж Санд, Франс, Мюссе, Коппе, Лабулэ, Доде, Мопассан. В Германии художественные сказки появлись с XVI в. (Геснер, Виланд, Гофман, Гете, Гауфф, Брентано). Древние авторы сказок: Асбьернсон (норвеж.), Кармен-Сильва (румын.), Андерсен (датск.), Топелиус (швед.), Диккенс, По и Уайльд (англ.). В России литературные сказки появлись с XVIII в.: Чулков, "Русские сказки"; Хемницер, Екатерина II, Дмитриев, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Даль, Щедрин. "Сказочная Библиотека" (110 книжек) изд. Павленкова 1894г.Сказка весьма популярный жанр устного народного творчества , жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра всё сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определённых моментов, а также устойчивостью компонентов. В ней почти не бывает картин природы и быта, действие как бы обнажено. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета, введение лиц, чудесных, которые помогают герою достичь цели. В сказке изображаются вымышленные события и лица, представленные то в известной степени реалистически, то со значительным отступлением от правдоподобия. Вымысел в сказке может напоминать действительность, но может иметь и фантастический характер.Сказка, несмотря на значительную роль фантастики, имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность и раскрываются народные чаяния и ожидания. Сказки имеют три жанровых разновидности сказки о животных, сказки волшебные и сказки социально-бытовые. Каждая из названных разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль.То, что дошло до наших дней в форме фольклора, т.е. народных традиций легенды и сказки, может быть уподоблено груде минералов, которые наряду с пустой и бесполезной породой содержат и ценную руду. Этот материал крайне важен в литературном и эстетическом, но в еще большей степени - в духовном плане, т.к. здесь в запутанной и почти бессознательной форме до нас дошла информация о событиях, имеющих трансцендентный смысл и являющихся основой для определенных циклов развития цивилизации.Мы уже имели возможность определить, какой смысл в различных традициях или героических эпосах Средневековья несут в себе такие фигуры, как король Артур, пресвитер Иоанн, Парсифаль, Огьер, "Фридрих" и т.д. "Странствующий рыцарь" не просто надуманный типаж рыцаря, это символ. Он символизирует средневековую душу в ее попытке познать саму себя. Чтобы понять скрытый смысл фантастических и наивных рассказов этого цикла необходимо знать другие циклы, с которыми данный часто переплетается и которыми, в свою очередь, порождается.Здесь важно то, что все эти фундаментальные темы отсылают нас к древнейшим традициям, миру и духовности, предшествовавшим христианству. "Странствующий рыцарь" представлен как некий индивидуум, не знающий о своем "благородном" происхождении, завоевывающий свое благородство посредством сражений и проявляя себя как наиболее отважный из рыцарей, снедаемый непреодолимым желанием узнать о своем происхождении (говоря образно - узнать и найти своих собственных "родителей"); он стремится осуществить целый ряд намерений и аллегорических приключений. Здесь, кроме собственно традиционного, присутствует и расовый элемент. Речь идет о рыцаре, который прибывает из некой таинственной земли, иногда из земель короля Артура, или Грааля, иногда из земель Венеры, а также из самого Рая. В книге "Мистерия Грааля" показано, что эта земля есть ни что иное, как та, что именуется "землей гиперборейцев" на крайнем Севере, и посвящена Аполлону, солярному божеству дорическо-арийской расы; землей, которую стоит рассматривать как центр и место происхождения различных белых рас, которые впоследствии спустились к Югу по причине изменения климатических условий и оледенения.Мы не станем здесь описывать различные символические путешествия рыцаря на Восток. Говорится, что именно там пресвитер Иоанн может разъяснить рыцарю что-то о его происхождении. Легендарное царство пресвитера Иоанна, в свою очередь, не более чем один из образов, в котором народная фантазия Средневековья воплотила воспоминания о примордиальной "священной земле" и, прежде всего, о наивысшей роли королей и рыцарей (естественной и сверхъестественной одновременно), являвшейся центральной в соответствующей ей гиперборейской традиции. В средневековых изображениях этот центр зачастую помещается в разных местах, но предпочтение отдается Востоку.


Похожие материалы:

Драка
Первым с кем я познакомилась, был Голубев Леонид Александрович 1930 г. рождения, он рассказал мне о мужских традициях – драках. Драка как один из типов традиционного рукопашного боя до сих пор не привлекла внимания исследователей, зани ...

Определите традиции приключенческой книги для детей, опираясь на произведения А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»
Врунгель, чьё имя стало нарицательным— морской аналог барона Мюнхгаузена, рассказывающий небылицы о своих приключениях в плавании. История о невероятных приключениях капитана Врунгеля и его помощников Лома и Фукса во время кругосветной р ...

Экспрессивный синтаксис. Экспрессивный синтаксис в художественной литературе
Каждый владеющий тем или иным языком чувствует, что для данного языка естественно, а что – нет. Чтобы привлечь внимание, речь должна нарушить эту естественность и привычность. Для этого используются разные приемы: ритм, подбор звуков и ри ...