Михаил Александрович Шолохов и судьба казачества в его произведениях
Страница 1
О литературе » Михаил Александрович Шолохов и судьба казачества в его произведениях

Михаил Александрович Шолохов(1905-84) - русский писатель, прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Книга "Донские рассказы" (1926). В романе "Тихий Дон" (кн.1-4, 1928-1940; Государственная премия СССР, 1941) - драматическая судьба донского казачества в годы 1-й мировой и Гражданской войн, трагическая обреченность героя, ввергнутого в хаос исторических катаклизмов, проблемы народа и личности в революции.

В романе "Поднятая целина" (кн.1-2, 1932-60; Ленинская премия 1960) изображение коллективизации отмечено заданностью идеологических установок. Великой Отечественной войне посвящен неоконченный роман "Они сражались за Родину" (главы в 1943-44, 1949, 1954, 1969) и рассказы, в т. ч. "Судьба человека" (1956-57). Публицистика. Нобелевская премия (1965).

Михаил Шолохов родился 11 (24) мая 1905, в хуторе Кружилин станицы Вешенской области Войска Донского. Скончался 21 февраля 1984 года, в Вешенской, Ростовской области.

Детство и юность.

Миша Шолохов - внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как "сын казачий". В 1913, после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став "сыном мещанина". Миша рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но писатель их никогда не опровергал. Он окончил четыре класса гимназии. Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были "иногородние", для красных - "эксплуататоры". Юный Миша Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был под судом.

Его старший друг и наставница ("мамуня" в обращенных к ней письмах), член РСДРП (б) с 1903 Е.Г. Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932), которой впоследствии был посвящен рассказ "Судьба человека", полагала, что в "шатаниях" Григория Мелехова в "Тихом Доне" много автобиографического. Михаил Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926. Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался в станице Вешенской.

В начале писательского пути.

В 1923 Михаил Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 - рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники "Донские рассказы" (1925) и "Лазоревая степь" (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа "Чужая кровь" (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Михаила Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, "бандиты", кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с "Родинки" (1923), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Михаил Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 он переиздал "Донские рассказы", дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в "Поднятой целине" совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

Время появления "Тихого Дона".

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Семья Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского. В одном из стихотворений Пушкин ...

Романтизм как направление в литературе
Романтизм – это прежде всего особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим. ...

Критическое отношение к обществу.
В реалистических драмах Ибсен безжалостен в своем стремлении раскрыть негативные стороны общества: ханжество и лицемерие, насилие над личностью и манипулирование людьми. Он неустанно выдвигает требования правдивости и свободы. Ключевые сл ...