Вопрос о специфике детской литературы
О литературе » Влияние современной детской литературы на детей » Вопрос о специфике детской литературы

Итак, чем же "литература для детей" отличается от "литературы для взрослых", и существуют ли здесь принципиальные различия? Вопрос о специфике детской литературы всё ещё остаётся открытым. Далеко не все исследователи признают за этим явлением право на самостоятельное существование: детская литература появилась значительно позднее, чем литература вообще, и в известной мере опиралась на достижения последней. Тем не менее, нельзя не заметить тематических, стилистических и функциональных различий между произведениями, адресованными детям, и произведениями, рассчитанными на взрослого читателя. Эти различия проявляются тем более явственно, чем более юному читателю адресованы произведения, поэтому представляется уместным говорить о возрастной специфике детской литературы и выделять несколько групп на основании возраста читателя:

1) книги для самых маленьких,

2) книги для детей 4-7 лет

3) литература для младших школьников,

4) произведения для подростков.

Литература для младших школьников

Специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Вчерашние дошкольники становятся учениками, они ещё более активно осваивают окружающий мир. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни. Их героями обычно становятся сверстники читателей, эти книги рассказывают о том мире, в котором протекает жизнь маленького человека. В то же время юный читатель интересуется и тем, что происходит в большом мире, поэтому ему адресованы всевозможные детские энциклопедии, в занимательной форме преподносящие новые знания. Вообще занимательность остаётся главной чертой литературы для детей младшего школьного возраста: они недавно научились читать, чтение для них - всё ещё труд, и сделать его интересным - одна из задач автора. Отсюда динамичные сюжеты, сюжеты-путешествия и сюжеты-приключения, насыщенные событиями, а средством характеристики героя зачастую является не описание, а диалог. "Что толку в книжке, - говорит десятилетняя Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, - если в ней нет ни картинок, ни разговоров?". Но в это же время начинает формироваться система ценностей маленького человека, поэтому занимательность сочетается с усилением поучительного элемента: произведение строится так, чтобы привести читателя к выводу о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо. В лучшем случае эта "мораль" не формулируется впрямую, а органически вытекает из сюжета произведения. Не последнюю роль здесь играет юмор: отрицательные персонажи изображаются в смешном и нелепом виде.


Похожие материалы:

Отношение главных героев к дуэли
Онегин до последнего не верит, что дуэль состоится. Только увидев перед собой труп Ленского, он понимает, что он сделал ошибку. Его мучает совесть. Швабрин подначивал Гринева перед дуэлью. Гринев желает мести и не боится смерти. Первое ...

Характеристика творчества Ч. Диккенса
Начало творчества Диккенса - 30-е годы. В своих первых книгах он еще далек от обобщений и выводов социального характера, но в них заключены многие темы и образы последующих романов. Романы, принадлежащие к первому периоду его творчества, ...

Вступление
В Великобритании последней трети XIX века эффективность влияния концепции «нового импе­риализма» на массовое сознание во многом объяс­няется не только глубокой и квалифицированной проработкой в трудах интеллектуалов и политиков-практиков, ...