В конце своей жизни поэт обратился к теме любви (до этого времени он редко писал о ней). Чтобы почувствовать своеобразие этих стихов Есенина, важно иметь в виду, какого рода любовная лирика появлялась в печати в начале 20-х годов. Это была либо откровенная эротика, либо аскетический отказ от выражения интимных чувств. Есенинская любовная лирика не касается этих крайностей, она ярко эмоциональна, экспрессивна, мелодична, в центре её - сложные перипетии любовных отношений и незабываемый образ женщины. Поэт сумел преодолеть тот налет натурализма и богемности, который был свойствен ему в имажинистский период, освободился от вульгаризмов и бранной лексики, которая иногда звучала диссонансом в его стихах о любви, резко сократил разрыв между грубой реальностью и идеалом, который чувствовался в отдельных лирических произведениях. В 1923 году прозвучало такое есенинское признание: "В первый раз я запел про любовь . " Особой выразительностью отличаются два есенинских цикла - "Любовь хулигана" (1923) и "Персидские мотивы" (1924-1925). Вот одно из стихотворений первого цикла - "Ты такая ж простая, как все . ". Оно строится как лирическое объяснение с героиней, но сохраняет целостную монологическую форму. В нем дается своеобразный портрет избранницы и одновременна самохарактеристика лирического героя. Облик возлюбленной отличается своей обыденностью, похожестью на других российских женщин. Чтобы передать эту особенность, Есенин пользуется яркой, почти шекспировской гиперболой: "Как сто тысяч других в России". Но эта похожесть на иных не снижает, а явно возвышает подругу. Есенина пленяет простота избранницы, та простота, которая становится этико-эстетическим признаком красоты. Печальное былое одиночество женщины метафорически соотнесено с природным рассветом и синим холодом осени. Это намёк на то, что героиня стихотворения исключительна в своей красоте и значительности. Намеченное противоречие подхвачено во второй строфе: Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях. Это редкая красота, "строгая", не лицо, а "лик" и в то же время образ, широко распространенный в России, в её многочисленных "рязанях". Противоречивые начала вновь приведены в цельность. Ведь именно оттого такой "лик" и висел в часовнях, что он "иконный". В четвертой и седьмой строфах портрет получает своё завершение. Тут вновь намечены черты как будто разного свойства: вроде бы снижающие образ женщины "глаза косые" и одновременно редкостное, исключительное имя, которое "звенит" (имеется в виду Августа Миклашевская, которой посвящено стихотворение). Но и эти противоположности сведены к единству, так как косые глаза напоминают поэту листья, и имя подруги - "словно августовская прохлада". Естественность, природосообразность - вот то, что синтезирует названные признаки. Самохарактеристика лирического героя тоже строится на как будто взаимоисключающих подробностях. Смешному во второй строфе противостоит серьезное, глупому - сосредоточенность мысли. Но все сводится к целому, ибо и там и тут идёт речь о любви. Контрастные начала третьей строфы (то, что было в прошлом, и то, что стало в настоящем) вновь объединены поэтической мыслью о преобразующем воздействии на человека любовного чувства. Далее намечаются новые противоположности - любви небесной ("лететь в зенит") и земной ("слишком много телу надо"). Но избранница такова, что сдружает, согласует столь разные устремления. И "сумасшедшее сердце поэта", как сказано в предпоследней строфе, вбирает эти противоположные эмоции. Возникает гармония разных характеров, похожесть различных лиц, и это передано живописно и одновременно пластически ощутимо: Потому и грущу, осев, Словно в листья, в глаза косые . Следуют два заключительные стиха, которые, повторяя родственные строки первой строфы, возвращают к началу, образуя замкнутей круг, словно своеобразное тондо старых картин, круглых по форме. Так найденная поэтом форма вносит новое ощущение гармонии и отвечает содержанию стихов о любви. Похожие материалы: "Степь": взаимодействие системы образов и
темы природы как средство реализации подтекста тоски, одиночества и
неудовлетворенности Дефо. Робинзон Крузо Н. А. Некрасов |
Стихи о любви
Страница 1
О литературе » Любовь в поэзии Есенина » Стихи о любви