Герои
Страница 4

Наибольшей высоты этическая, философская мысль обоих произведений, а также их эмоциональная напряжённость достигает в финале, когда происходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова, Васкова и Риты с Женей. В первом случае - это сближение без непосредственной близости: Бессонов наградил своего офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стол на рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается более возвышенной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь. Например, потрясённый гибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что из-за своей необщительности и подозрительности он помешал сложиться между ними дружеским отношениям ("такими, как хотел Веснин, и какими они должны быть"). Или Кузнецов, который ничем не мог помочь гибнущему на его глазах расчёту Чубарикова, терзающийся пронзительной мыслью о том, что всё это, "казалось, должно было произойти потому, что он не успел сблизиться с ними, понять каждого, полюбить .". Во втором случае - Рита и Женя «повисли на нем обе сразу, целуют – грязного, потного, небритого», когда встретились, расставшись в бою с Федотом Евграфовичем.

Разделённые несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели - не только военной, но и духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов. Мысли и поиски девушек и Васкова тоже схожи, они тоже как отец с дочерьми. Война стирает все границы. Но все, же образ старшины более близок комдиву Дееву, чем Бессонову.

Наличия образа генерала в романе «Горячий снег» придаёт ему характер эпопеи. Поэтому и роль его более высока и значительна. Сразу вспоминается «Война и мир» и М.И. Кутузов. Образ Бессонова – его полководческое искусство и идейно-нравственный облик, сила духа и человеческий характер, - великолепно изображенный Бондаревым, даёт читателям яркое представление о славной плеяде советских военачальников, внесших такой огромный вклад в победу над врагом. Одна из важнейших авторских характеристик Бессонова: «Он всегда боялся легкого везения на войне, слепого счастья удачи, фатального покровительства судьбы, как отрицал и пустопорожний максимализм некоторых однокашников, сладостно-прожекторские мечтания в кулуарах штабов о Каннах в каждой намеченной операции. Бессонов был далёк от безудержных иллюзий, потому что за все на войне надо платить кровью – за неуспех и за успех, ибо другой платы нет, ничем её заменить нельзя». Возможно, поэтому, давая указания командиру одной из своих дивизий – полковнику Дееву, командарм генерал Бессонов говорит: «Стоять на занимаемых рубежах до последнего. Для всех без исключения объективная причина ухода с позиций может быть одна – смерть…» И в то же время генерал категорически восстает против настроенной жертвенности, против обреченной готовности к смерти: «Почему же умереть? .Вместо слова «умереть» хотел бы, чтобы вы употребили гораздо лучшее слово «выстоять» ».

Ни в «Горячем снеге», ни в «Зорях…» нет даже таких сцен, в которых бы впрямую говорилось о любви к Родине, нет и мельком подмеченных подобных рассуждений. И дело не в скромности героев или в их максимализме, хотя и то и другое в определенной степени не позволяет прорываться внешнему проявлению чувств. Любовь и ненависть герои выражают своими подвигами, поступками, смелостью, поразительной решительностью. Они делают то, чего даже не ожидали от самих себя. Вот это, наверное, и есть настоящая любовь, а слова мало что значат. Война, описанная Бондаревым и Васильевым, приобретает всенародный характер. Она не щадит ни кого: ни женщин, ни детей, поэтому и на защиту вышли все. Писатели помогают нам увидеть, как совершается великое, состоящее из малого. Подчеркивают важность происходившего.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие материалы:

"Счастье": от тональности монотонности и бездуховности к мотиву "другой жизни" через тему пастух-овцы-природа; параллeли со "степью"
О счастье думают и рассуждают мужики в рассказах "Счастье" и "Свирель". Рассказ "Счастье" был воспринят современниками как и повесть «Степь» - лишь как красивое, лирическое произведение. Алексей Павлович Чехо ...

Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность
На ночной улице Севильи в костюме скромного бакалавра граф Альмавива ждет, когда в окне покажется предмет его любви. Знатный вельможа, устав от придворной распущенности, впервые желает завоевать чистую непредвзятую любовь молодой благород ...

Вывод
О романе Бульвера "Пелэм" в русской литературе написано довольно много: и в критических статьях, и в предисловиях к самому роману. Впрочем, наш искушенный читатель сам оценит достоинства этой книги, с интересом прочитав остроумн ...