Введение

Эта работа о писательницах, чей талант развивался в годы, когда вся Россия зачитывалась элегиями молодого Пушкина, затем «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым», «Полтавой», сказками, с нетерпением ждала выхода его новых повестей, исторических трудов, номеров «Современника». Мы знаем, как нелегко складывалась судьба поэта. И всё же творческий путь женщин – его коллег по поэтической и писательской лире более тернист. Не всегда понимаемые современниками, почти все они были забыты. Да и в наше время имена лишь очень немногих из них можно найти в много томных «историях» русской литературы или энциклопедических словарях.

Труден был путь русской женщины в литературу. В России недоброжелательно относились к любым проявлениям социальной активности «слабого пола», особенно в литературе. Несмотря на столь грустное положение, женщины-писательницы пушкинской поры своей славы достигли.

В конце 1810х – середине 1830х гг. в литературе насчитывалось около тридцати женских имён. О некоторых из них – ярких литераторах с необычной судьбой – знают и сегодня. Это З.А. Волконская, Н.А. Дурова, К.К.Павлова, Е.П. Ростопчина. Лишь узкому кругу специалистов-литературоведов известны Е.В. Аладьина, Е.Г. Андреева, А.Н. Арцыбашева, Е. Бездольная, А.П. Глинка, М.Б. Даргомыжская, А.П. Елагина, А.П. Зонтаг, А.В. Зражевская, А.О. Ишимова, И.С. Кони, Л.Я. Кричевская, О.П. Крюкова, Е. Лебёдская, В.С. Миклашевич, Е.М. Фролова-Багреева, А.А. Фукс, Л.А. Ярцова. Около десяти писательниц издавали свои произведения под псевдонимами.

Творчество русских писательниц XIX века является неотъемлемой частью русской культуры, однако в ХХ веке оказались забыты не только их произведения, но даже имена. В последние годы наметился определённый интерес к истории женского писательства, что связано с актуализацией феминистских идей и развитием гендерных исследований.

Многие известные писатели, чьи произведения входят в литературный канон (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и другие), создали запоминающиеся женские образы, однако до сих пор не обращалось внимания на то, какими изображали своих героинь писательницы. А это тем более важно, что никто лучше самой женщины не расскажет о женских чувствах, мечтах и стремлениях. Такого рода замечания можно встретить уже в критике XIX века, например, у В.Г. Белинского, который писал, что “женщина лучше, нежели мужчина, может изображать женские характеры, и её женское зрение всегда подметит и схватит такие тонкие черты, такие невидимые оттенки в характере или положении женщины, которые всего резче выражают то и другое и которые мужчина никогда не подметит”.


Похожие материалы:

Н.Г. Чернышевский (1828—1889)
Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове в семье священника. Предки его со стороны матери были священниками в третьем поколении. К своим родителям Чернышевский всегда относился с глубоким сыновним почтением. С ранних лет он обна ...

Ограниченность применения
Читателю полезно знать о тех недостатках плана, которые ограничивают применение этой формы записи как независимой. План говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. не передает фактического ...

Теоретический аспект исследования
Проявление научной и художественной мысли начинается со слов. В силу своего универсального характера и широты функциональных возможностей слово обладает способностью называть, носить информацию, обобщать, быть выразителем различных чувств ...