Елена Андреевна Ган (1814 – 1842)
О литературе » Русские писательницы XIX века » Елена Андреевна Ган (1814 – 1842)

Родилась в дворянской семье Фадеевых. Детство и юность провела в Екатеринославе. Титулярный советник Андрей Михайлович Фадеев в 1818 году был назначен управителем Екатеринославской конторы комитета колонистов и за 25 лет службы сделал очень многое для развития края.

Мать Елены Андреевны говорила на пяти языках, прекрасно рисовала, изучала естественные науки, археологию и нумизматику. Она сама занималась воспитанием своих детей, из которых вышли недюжинные люди (кроме Елены Ган, писательница В.П. Желиховская). 13 лет от роду Ган впервые начинает писать, "почти неведомо себе самой, без всякого участия в том воли", сознавая слабость первых опытов подражания "чудным звукам" любимых писателей.

В 16 лет она вышла замуж за капитана П.А. Гана, человека почти вдвое ее старше, и началась для нее обычная жизнь армейской дамы, в неинтеллигентном обществе, с вечными кочевками по южнорусским местечкам и городишкам. В браке Ган счастья не нашла; и спасалась от окружающей пошлости занятиями с детьми, чтением, изучением языков и поездками к родителям. В 1836 г. Ган побывала в Петербурге, познакомилась с Сенковским, напечатала в его "Библиотеке для Чтения" компиляцию из романа Бульвера "Гондольфин" и заинтересовала собою редактора. В следующем году появилась в "Библиотеке для Чтения" ее первая повесть "Идеал".(№5)

Лето 1837 г. она провела на Кавказе, где познакомилась с некоторыми из ссыльных декабристов. Кавказ внушил ей "Воспоминания Железноводска" и две повести: "Утбалла" и "Джеллаледдин" ("Библиотека для Чтения", 1838). Здоровье Ган давно уже было подорвано, а теперь, словно предчувствуя скорую кончину и к тому же нуждаясь в деньгах на лечение, на воспитание детей, она стала усиленно работать. Быстро последовали одна за другой повести: "Медальон" (1839), "Суд света" (1840), "Теофания Аббиаджио" (1841), "Напрасный дар" (первая часть появилась в 1842 г. в "Отечественных Записках", вторая - в посмертном собрании сочинений), "Любонька" ("Отечественные Записки", 1842), "Ложа в одесской опере" (альманах "Дагерротип", 1842).

Одним из распространённых жанров в литературе 1830–1840-х годов была “светская повесть”, возникшая в процессе становления романтической прозы. В произведениях этого жанра показано пагубное влияние светского общества на жизнь героев, их зависимость от мнений и “условий света”. К светской повести обращалась Е.А. Ган, которая вошла в литературу под псевдонимом Зенеида Р-ва. Её талант высоко ценили современники, например, В.Г. Белинский, который писал: “Не являлось ещё на Руси женщины столь даровитой, не только чувствующей, но и мыслящей. Русская литература по праву может гордиться её именем и её произведениями”. Повесть «Идеал» (1937) — это история личной драмы одарённой женщины, противостоящей косному обществу.

В произведениях Ган впервые в русской литературе ярко и полно выразился протест против униженного положения женщины в семье и обществе. Она не мечтала о выходе женщины из круга семьи на одинаковое с мужчиной поприще общественной жизни, не пыталась разрушать и перестраивать социальные преграды и только требовала больше уважения и сочувствия женщине как жене и матери. Белинский писал о ней, что она "принадлежит к примечательнейшим талантам современной литературы . Между русскими писательницами нет ни одной, которая достигла бы такой высоты творчества и идеи и которая в то же время до такой степени отразила бы в своих сочинениях все недостатки, свойственные русским женщинам-писательницам, как Зенеида Р-ва . Основная мысль, источник вдохновения и заветное слово поэзии Зенеиды Р-вой есть апология женщины и протест против мужчины . Она глубоко понимала униженное положение женщины в обществе и глубоко скорбела о нем". В повестях Ган, автобиографическое значение которых велико, ясно видно обобщение ее личной драмы, оборванной безвременной смертью.

"В этой женщине, - вспоминал И.С. Тургенев, - было действительно и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, и не отказала ей природа в тех "простых и сладких" звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь".

В 1831 году у Елены Ган родилась дочь Елена, которая в последствии стала Еленой Петровной Блаватской - основательницей современного теософического движения.


Похожие материалы:

Н. А. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Крестьянка» от изображения массовых сцен и эпизодических фигур отдельных крестьян делает следующий шаг: рассказывает о судьбе и развитии как личности крестьянки-труже ...

Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Анна Ахматова "гостила на земле" в трагическую эпоху, - трагическую, прежде всего, для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Цар ...

Традиции ХХ века в современной литературе для детей
В конце ХХ в., как и на рубеже XIX - XX вв., общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход в ...