Набережный сквер
Страница 1

Следующая наша остановка - сквер на высокой террасе Камы. "Набережный сад", "Сад Багратиона", "Гулянье над рекой", "Сквер имени Решетникова" (то ли писателя-пермяка Ф.М.Решетникова, то ли революционера В.И.Решетникова), - каких только названий не носил этот знакомый всем уголок! Но самым живучим оказалось забавное: "Козий загон" или просто "загон" - так называли его пермяки. Местный летописец В.С. Верхоланцев объяснял название причинами буквальными:

"В шестидесятых годах сад был назван народом садом Багратиона, в честь генерала, привезшего в Пермь весть об освобождении крестьян, но это название не привилось и превратилось в комичное название "козьего загона", так как этих животных, мирно пощипывающих травку, тогда можно было часто видеть в этом саду"4.

А Василий Иванович Немирович-Данченко слышал от местного обывателя такую версию. На вопрос, почему сквер называется Козьим загоном, ему пояснили: "Потому что мы наших супружниц сюда для прохлады по вечерам загоняем".7 Истинно патриархальный ответ. Недаром, видно, феминизм в Перми до сих пор не находит сочувствия.

Кама изначально играла большую роль в жизни нашего города. Почти столетие до конца XIX века жизнь Перми почти всецело была подчинена сезонному ритму речной жизни. Конец зимы знаменовало вкрытие Камы, начало ледохода было радостным событием: "На берегу Камы день и ночь стоят репортеры, готовые при первом треске льда броситься сломя голову в редакцию с сенсационным известием: "Кама пошла!"5 Толпы гуляющих пермяков заполняли Набережный сад, стояли вдоль насыпи железной дороги и, оживленно обмениваясь замечаниями, следили за проплывающими льдинами.

Взглянуть на Каму всяк стремится:

С утра до вечера толпится

В "загоне" радостный народ

И смотрит, как проходит лед,

Как льдину догоняет льдина,

Шурша, дробится на куски,

И тянет холодком с реки;

<…>

Беспечный, радостный, счастливый

По пермским улицам народ

С утра до вечера снует.

Уж жарок воздух, точно летом,

Но легок он, и пыли нет;

Весь город залит дивным светом,

Во всем блистает этот свет.

Вон полулуны минарета

Сверкают в славу Магомета,

И золотых крестов игра,

И Кама вся из серебра.

< .>

Пора особая настала

Для развлеченья пермяка,

Но это только лишь начало.

Когда ж очистится река,

И, мерно рассекая воды,

Пойдут гиганты-пароходы,

Совсем наш город оживет,

И день и ночь всю напролет

На пристанях и шум, и грохот.

Да! В это время, черт возьми,

Живется весело в Перми! 6

Начало навигации преображало город. С верховьев шли караваны барж с железом и солью, с низа поднимались в Пермь пассажирские пароходы. Первые приходящие пароходы, как писал Верхоланцев, брались чуть ли не с бою. Была такая традиция в речных городах: завтракать, обедать и ужинать в пароходных ресторанах. Стихотворение Б.Л.Пастернака "На пароходе" навеяно именно таким воспоминанием. Сценка семейного завтрака на Каме, наполненная светом и радостью существования, присутствует в повести "Детство Люверс". Сюжет "завтрака" восходит к реальной ситуации биографии поэта:

Весной 1916 года, с началом навигации, Б.Л. Пастернак несколько раз приезжал в Пермь сопровождая очаровательную Фанни Збарскую - супругу инженера Б.И. Збарского, хозяйку Всеволодо-Вильвенской усадьбы, в которой жил Борис Леонидович всю зиму. Между Фанни Збарской и молодым Пастернаком сложились доверительные отношения, долгими зимними вечерами они беседовали обо всем на свете и о былом пережитом друг с другом. Однажды в мае, посещая город, они всю ночь напролет говорили - о чем? Ту тайну унесла с собою Камская вода. Он и она на белом пароходе, белой ночью, на переходе от весны к лету, с трепетным чувством очарования происходящим. Ночь завершилась, ужин затянулся, по времени был завтрак.

Общаясь с Ф.Н. Збарской, Пастернак вновь оживляет все пережитые им прежде увлечения. Ночная беседа, утро, Кама, пристань, пароход - все складывается в зыбкую волну вдохновенья. Впечатления той ночи на Каме были источником создания стихотворения "На пароходе":

Был утренник. Сводило челюсти,

И шелест листьев был как бред.

Синее оперенья селезня

Сверкал за Камою рассвет. /…/

Седой молвой, ползущей исстари,

Ночной былиной камыша

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Усложнение материала в творческом процессе Толстого
Многие писатели всю свою творческую жизнь идут к тому, чтобы написать какой-либо капитальный труд. Особенно это касается авторов, пишущих на исторические темы. Долгое время собираются документальные материалы, по возможности опрашиваются ...

Принципы романтического жанра в новелле.
Э.Т.А. Гофман в историю мировой литературы вошел как представитель позднего немецкого романтизма. Основные принципы этого направления были уже сформулированы и развиты йенскими и гейдельбергскими романтиками. Характер конфликтов, лежащих ...

Пространство и время
Естественными формами существования изображенного в произведении мира являются время и пространство. Категории пространства и времени неразрывны, мы их разделяем для удобства. Художественное пространство – это континуум, в котором реализ ...