«он задумался еще на прошлой станции и все продолжал думать о том же, – о столь важном, что он не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг него». Пьер ищет ответы на самые простые и насущные вопросы, решением которых люди занимались, и будут заниматься видимо вечно. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить что ненавидеть? Что такое смерть что жизнь? Какая сила управляет всем? –спрашивал он себя». За ответами на эти вопросы не надо идти далеко. Все что окружает человека, что с ним происходит становиться предметом его мысли, поскольку жизнь всегда в человеке и вокруг него. Смотритель станции, где остановился Пьер в ожидании лошадей, очевидно, обманул его, сказав, что лошадей нет. «Дурно ли это было или хорошо?» – спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил тоже за что- -то». Пьер не находит ответа на вопросы что дурно а что хорошо? А значит не для чего жить. Каждый стремиться к своей цели преследует свой интерес и что хорошо для одного неизбежно плохо для другого. Истины нет нигде ни в частной жизни, ни в истории. Одни считают преступником Людовика XVI, казненного французской революцией, другие называют преступником его убийц. Кто прав? Ответа нет. Может быть, в этом и состоит истина, что у каждого своя цель, в стремлении и достижении которой смысл жизни, дающий человеку радость? Нет, такое решение не устраивает Пьера. Потому что все такого рода частные личные цели тщетны. Их достижение никогда не приносит человеку подлинной радости и счастья. Пьер смотрит на торговку, предлагающую ему свой товар, и его мысль принимает новый оборот. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в порванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. - И зачем ему нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья спокойствия души эти деньги? Разве может что - нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Сам Толстой разделял убеждения своего героя и ему также приходилось бороться и искать спасения. Пьер доходит в своем мышлении до последней черты, до самого глубокого основания всей цивилизации, характер которой, прежде всего, определяется отношением к жизни и смерти. Смерть обессмысливает и обесценивает жизнь. Поэтому все религии определявшие жизнь народов на протяжении веков и тысячелетий всегда решали, прежде всего, проблему смерти и учили, как надо к ней относиться, чтобы победить ее. Независимо от того знает ли отдельный человек о том, или нет, думал ли он когда-нибудь об этих последних вопросах, или нет, его жизнь питается из этого источника. Эти вопросы всегда были для отдельного человека и человечества в целом самыми важными и главными, от ответа, на которые зависело все остальное: наука государство и т.д. Так было всегда. В глазах Пьера неизбежная смерть делает жизнь бессмысленной. Можно ли придавать серьезное значение тому, что мгновенно, что неизбежно обязательно пройдет и исчезнет навсегда? Итог, к которому приходит Пьер, неутешителен. Он не может найти истину и останавливается на давно известной мысли: «Знать мы может только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости». Так герой Толстого проходит по кругу, кажется, всех жизненных ответов, но не может удовлетвориться ни одним из них и в этом мучительность его состояния. «О чем бы он не начинал думать он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе". Итак, Пьер не может ни решить вопросов, ни отказаться от их существования. Надо преодолеть победить временность обрести связь с бесконечностью, И раз есть хотя бы малейший шанс найти спасение разве не следует человеку отдать для этого все свои силы? У нас сейчас стали модными слова "духовное", "бездуховное", произносимые на каждом шагу и по любому поводу они потеряли всякий смысл и обрели характер ритуального заклинания. Все главные герои Толстого живут духовной жизнью, ощущая свою связь с бесконечностью или стремясь ее обрести, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Истина для Пьера и Андрея – это путь идущий через череду кризисов и возрождений состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным обретшим цель жизни человеком. На нескольких страницах Толстой смог убедительно, оставаясь строгим реалистом показать глубокое и радикальное преображение героя не вызывая у читателя ни малейшего сомнения в правдивости сцены. Пьер на станции встречается со старым масоном Баздеевым, который, зная о его несчастьях, предлагает свою помощь. Пьер отвечает, что, вряд ли его собеседник может облегчить его состояние, поскольку он (Пьер) не верит, а бога. Убежденный в истинности и неопровержимости атеистических взглядов Безухов сталкивается в разговоре со своим попутчиком с неожиданным и сильным аргументом. «Вы не знаете его государь мой и оттого вы очень несчастны.… Ежели бы его не было, мы бы с вами не говорили о нем. О чем, о ком мы говорили? Кого ты отрицал?». Пьер готовился услышать наивные, нелепые утверждения, противоречащие человеческому разуму, а услышал ответ, поражающий глубиной мысли: откуда и каким образом явилась в сознании человека идея Бога? Все ответы оказались преодоленными и отвергнутыми в качестве окончательного объяснения. И Пьер не нашел что возразить. Та вера, которой его знакомит Баздеев, не соответствовала его Пьера представлению о религии, которое, по мнению Баздеева «есть образ мысли большинства людей». Похожие материалы: Есенинской тропой Расин. Андромаха Т. Толстая «Кысь»: Современная антиутопия |
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Страница 2
О литературе » Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова