Поэтический космос Ломоносова
Страница 1
О литературе » Поэтический космос Ломоносова

Ломоносовский поэтический космос явился следствием его деистических воззрений. Сугубо научные представления о мироздании Ломоносова-астронома сопутствуют его "верующему я". Отсюда и проистекает глубина данной философской концепции о божественном происхождении мира и о возможности объяснения закономерностей этого мира.

Уже в "Утреннем размышлении о божием величестве" Ломоносов намечает данную тенденцию, когда проводит параллель между "прекрасным светилом" (солнцем) и "Зиждителем" (богом):

Уже прекрасное светило

Простёрло блеск свой по земли

И божия дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли;

Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков Зиждитель сам! [1; с.117]

Во 2 и 3 строфах Ломоносов выдвигает научную гипотезу об огненной природе солнца, которая опередила своей прозорливостью научные достижения 18 века в этой области и подтвердилась с помощью более высоких технологий только в 20 в.:

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят [1; с.117 -118].

Эпитетика темы-гипотезы об огненной природе солнца как космического объекта отображает неметафорический характер хоть и абстрактной теоретической части композиции "Утреннего размышления". Мало того, глагольная основа текста тоже неметафорична: она отражает конкретные объективные процессы солнечной материи. Иными словами, это собственно гипотеза учёного, но учёного, обладающего поэтическим даром, или же научная теория, написанная стихами. Если 3 строфа является непосредственно научно-теоретическим компонентом "Размышления" и выражает грань мировоззрения учёного-естествоиспытателя, то следующая 4 строфа представляет собой развёрнутую метафору, отражая типично религиозную идеологию, и имеет высокий понятийный смысл:

Сия ужасная громада -

Как искра пред тобой одна.

О коль пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжена

Для наших повседневных дел,

Что ты творить нам повелел! [1; с.118]

Вопрос о соотношении образа солнца и образа Творца необходимо раскрывать в следующих ключах-антитезах:

1) большого и малого (" . Сия ужасная громада - / Как искра пред тобой одна…");

2) поверхностного и глубокого ("…Светило дневное блистает лишь только на поверхность тел, / Но взор твой в бездну проницает, / Не зная никаких предел…" [1; с.118]). В первой антитезе звучит мотив большого и малого, характерного также понятию макрокосмоса и микрокосмоса, составляющего вообще сам космос; во второй - мотив поверхностного и глубокого, выражающего взаимоотношения человека и бога, творений и творца и имеющего иерархический подтекст. Высокая символическая риторичность поэтики оды несёт в себе вненациональные, общечеловечески бытийные понятия жизни, что и составляет высшую лирическую эмоцию Ломоносова. Подобно торжественной оде, в которой Ломоносов предстаёт как собирательный россиянин, духовная лирика отражает так же более внеличностные аспекты (но всё же в рамках личной субъективной эмоции) человеческого бытия и бытования, учитывая также натуралистические мотивы оды. Как видно, мирообраз его поэтического космоса имеет лирическую мотивацию, непосредственно отражающую его мировоззренческие грани сознания, что в совокупности позволяет выделять универсальную всеохваченность его тематики, название которой поэтический космос. Вышеприведённые мотивы-антитезы - большого и малого, поверхностного и глубокого составляют концепцию этого космоса и как элемент "Утреннего размышления" являются как бы "квинтэссенцией" деистического мировоззрения личности Ломоносова. Внутри же "Утреннего размышления" как целостного произведения - это лейтмотивы, концентрирующие сами по себе весь характер изложения оды и составляющие её идейно-тематическую основу.

КОМПОЗИЦИЯ "УТРЕННЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ"

Композиция "Утреннего размышления" основана на контрастах общеизвестного и гипотетического, поверхностного и глубокого, метафорического и конкретного, будь то мысль религиозная или же научная:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие материалы:

О романе.
После публикации романа в обществе разразился скандал. Вся английская критика осудила его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа - судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорб ...

Основные требования к стихам для детей
VII. ПОСЛЕДНИЕ ЗАПОВЕДИ Итак, мы видим, что стихи для детей нужно писать каким-то особенным способом - иначе, чем пишутся другие стихи. И мерить их нужно особенной меркой. Не всякий даже даровитый поэт умеет писать для детей. Такие, нап ...

Звучит стихотворение «К вершине»
8. Стихотворение названо «К вершине». Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека. К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравствен ...