Русская литература 40-80-х гг.
Страница 2

Эти тенденции, свойственные не только российскому, но и западноевропейскому искусству, ярко проявились в творчестве представителей "натуральной школы". Идеологом этой школы выступил Белинский, а ядро ее составили Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский. По своим художественным установкам "натуральной школе" был близок драматург А.Н. Островский, начинавший как прозаик. Печатным органом нового направления в русской литературе стал журнал "Современник" во главе с Некрасовым и И.И. Панаевым.

Литературная жизнь ряда десятилетий XIX в. во многом определялась бурными дискуссиями, которые вели между собой журналы. В центре этих ожесточенных споров были "Современник" (в конце 50-х — начале 60-х гг. журнал под идейным руководством Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова стал рупором революционно-демократического направления в русской общественной жизни) и либеральный "Русский вестник", возглавлявшийся М.Н. Катковым, журналы Достоевского "Время" и "Эпоха", отстаивавшие "почвенническую" теорию, и издания славянофильского направления, в частности "Русская беседа" под началом И.С. Аксакова. Литературно-критическая полемика нередко перерастала в общественно-политическую, и это было характерной чертой эпохи, когда литературная критика играла важную роль в развитии общественной мысли, в поиске духовных ориентиров.

40-е гг. — время сосредоточенного осмысления дворянской интеллигенцией исторических судеб России. Эта работа была как бы запрограммирована Гоголем, закончившим первый том "Мертвых душ" вопросом: "Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?" Ответ на него искали в немецкой классической философии, в трудах Гегеля и Шеллинга, что отнюдь не было бегством от реальности, ибо, прежде чем изменять жизнь, требовалось постичь законы исторического движения, если только такие законы существуют. Именно этим объясняется пристальный интерес молодой интеллигенции той поры к философии. В стране господствовала политическая реакция, усилившаяся в конце 40-х гг. в связи с волной революционных выступлений в Европе, и потому жаждущая активной деятельности молодежь вынуждена была ограничиться исключительно интеллектуальными занятиями, не имея возможности реализовать способность к практическому действию на общественно-политическом поприще. Так появился тип русских дворян, которые в русской действительности той поры не находили применения своим духовно-интеллектуальным силам. Этот историко-культурный тип лег в основу литературного типа "лишнего человека", названного Герценом "умной ненужностью" и запечатленного в произведениях Тургенева, Герцена, Некрасова и других писателей.

С середины 50-х гг. наметилось оживление в общественно-политической жизни России, которое было непосредственно связано со смертью императора Николая I, известного своей крайней неприязнью к печатному слову, а также с поражением России в Крымской войне. Эта закончившаяся полным провалом военная кампания наглядно продемонстрировала экономическую и техническую отсталость России от стран Западной Европы, выявив острую необходимость проведения кардинальных реформ, и прежде всего отмены крепостного права. В стране развернулась подготовка реформ, что вызвало к жизни новую социальную силу — внесословную интеллигенцию, которая рекрутировалась из разных социальных групп и получила название "разночинства". Постепенно разночинцы вытесняют с авансцены общественно-политической жизни дворянскую интеллигенцию как исчерпавшую свои исторические возможности. Процесс этот отражен в творчестве Тургенева, Чернышевского, В.А. Слепцова и других писателей. Литературно-критическая полемика в журналах вспыхнула с новой силой. Этот недолгий (всего одно десятилетие) период общественного подъема завершился покушением Каракозова на императора Александра II 4 апреля 1866 г., став своеобразным водоразделом в русской истории XIX в. Вскоре были закрыты журналы революционно-демократической ориентации "Современник" и "Русское слово", но импульс, заданный эпохой реформ, сохранялся во всех сферах общественной жизни до начала 80-х гг., когда революционеры-народники привели в исполнение смертный приговор, вынесенный Александру II руководством партии "Народная воля". Наступила новая мрачная полоса в общественно-политической жизни России, породившая чувство исторической безысходности и всеобщий пессимизм.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Выводы
Можно отметить, что авторы используют символику чисел, чтобы создать и лучше раскрыть образы героев. Толстой и Булгаков используют много числовых подробностей. Несмотря на это, многие числа несут на себе огромную символическую нагрузку, п ...

Библиографические указатели
Рост научной и технической литературы делает очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели – перечни литературы, составленные по тому или иному принципу. Библиография растет сейчас такими же быстрым ...

Добро и зло в художественной картине мира, созданной Ч. Диккенсом
Преступление было одной из излюбленных тем газетчиков. Но в ее трактовке у Диккенса зазвучала несвойственная сенсационной прозе тех лет интонация — нравственные раздумья о добре и зле. Здесь впервые у Диккенса, хотя еще довольно неуверенн ...