Русская литература 40-80-х гг.
Страница 3

Таков в общих чертах путь развития русской литературы в контексте общественно-политической жизни страны. Вместе с тем необходимо помнить, что литература не только отражает коллизии и этапы общественно-политического развития, это — самостоятельное и самоценное явление, имеющее собственные законы, которые и определяют изменения художественных форм и образов, составляющих основу самодвижения литературы. Так, если в 40-е гг. в творчестве писателей "натуральной школы" одним из ведущих жанров стал так называемый "физиологический очерк" с его исследованием любого феномена общественной жизни как клеточки единого организма, то уже в середине века на первый план реалистической литературы выходит роман, классические образцы которого дали Тургенев, Гончаров, Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин. Это не случайно, так как именно роман с его эпическим размахом позволял адекватно отобразить жизнь человека во всей ее многогранности. Но уже в 80-е гг. в творчестве Чехова преобладает такая жанровая форма, как рассказ. В целом рассказы Чехова создают широкое полотно русской социальной и культурно-исторической жизни последней четверти XIX в. Успех его рассказов во многом был подготовлен достижениями русской литературы в жанре романа; образы чеховских персонажей, а также сюжетные коллизии невольно проецировались на лучшие образцы русских романов, т. е. воспринимались читателем на фоне героев Тургенева, Гончарова, Толстого и др. Параллельно с этими жанрами развивались и драматургические жанры. В первую очередь нужно упомянуть о творчестве Островского — создателя русского национального театра. В нем представлены практически все драматические жанры, начиная с социально-психологической комедии ("Свои люди — сочтемся") и кончая первой русской трагедией, написанной на житейском материале, — пьесой "Гроза".

Таким образом, развитие русской литературы в XIX в. представляет собой закономерный процесс, обусловленный как собственными внутренними законами, присущими литературе как искусству, так и общественным назначением литературы как формы отражения общественного самосознания, что делает ее неотъемлемой частью культурной и общественно-политической жизни. Русская литература XIX в. всегда живо откликалась на насущные запросы общества и служила средством воздействия на общественное сознание. В силу исторически сложившихся обстоятельств она зачастую брала на себя роль и философии, и публицистики, являясь, в сущности, единственной формой выражения общественного мнения в стране. Все это во многом объясняет специфику русской литературы и ее ведущее место в русской культуре. Это сказалось и на облике русской литературы XX в., наследовавшей лучшие черты классики предшествующего столетия.

Страницы: 1 2 3 


Похожие материалы:

Прорыв
В 1959 за три недели написан рассказ «Щ-854 (Один день одного зэка)», который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал «Новый мир», где, благодаря усилиям А. С. Берзер, с ним знакомится А. ...

«Мифологические сказки»
В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало от работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романо ...

Обыкновенные люди в повседневной жизни.
В письме к шведскому режиссеру Августу Линдбергу, ставившему "Привидения" в августе 1883 г. (премьера состоялась в Хельсингборге 22 августа 1883 г. и стала первой постановкой пьесы в Скандинавии и в Европе в целом), Ибсен писал: ...