И.С. Тургенев (1818—1883)
Страница 2

Это начало самопожертвования наиболее сильно показано в образе Инсарова. Его цельность, решительность, единство слова и дела привлекают к нему героиню романа — молодую девушку Елену Стахову, которая предпочитает Инсарова многообещающему ученому Берсеневу и талантливому скульптору Шубину. Это предпочтение, по замыслу автора, отвечало общественной потребности в политических деятелях, которая ощущалась в то время в России острее всего. Добролюбов, опубликовавший в "Современнике" в связи с выходом романа статью "Когда же придет настоящий день?", основываясь на реалистическом изображении жизни в этом произведении, говорил о появлении в ближайшее время русского Инсарова — борца за освобождение народа. Но Тургенев-либерал вопреки своему писательскому предвидению не согласился с таким выводом критика, что послужило причиной разрыва Тургенева с "Современником".

1859—1861 гг. — время работы над романом "Отцы и дети", который в 1862 г. был напечатан в журнале "Русский вестник".

В лице Евгения Базарова Тургенев изобразил новую социальную силу — разночинную интеллигенцию, идущую на смену дворянству во всех сферах русской жизни. В этом — социальный аспект конфликта романа; революционно-демократические взгляды Базарова и либеральные воззрения его основного оппонента — Павла Петровича Кирсанова составляют политическую его сторону. Однако для Тургенева не менее важна и философская подоснова этого конфликта: попытка Базарова в соответствии со своими вульгарно-материалистическими убеждениями выстроить модель жизненного поведения. Внутренний конфликт героя отражает кризис его сознания, который в итоге приводит к внешне немотивированной смерти героя.

В образе Базарова Тургенев попытался нарисовать русского Дон-Кихота, но его герой является в то же время носителем гамлетовского скептицизма. Это объясняется тем, что писатель запечатлевает характер не в уже сформировавшемся виде, а в стадии становления; его герой в мучительных поисках обретает самого себя. Роман вызвал многочисленные и противоречивые отзывы в критике, которые способствовали дальнейшему развитию общественного самосознания. С самой благожелательной оценкой романа и образа главного героя выступил Д.И. Писарев. В статье "Базаров" он дал всесторонний анализ образа главного героя и того общественного явления, которое отразилось в нем.

Общественно-политическая ситуация 60— 70-х гг. охарактеризована в романе Тургенева "Дым" (1867), в котором выражено скептическое отношение писателя к общественным преобразованиям 60-х гг. В романе "Новь" (1876) он попытался создать образы русских революционеров-народников. Не сочувствуя их программе, он тем не менее с симпатией рисует образы революционной молодежи 70-х гг. (Нежданова, Марианны).

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Развитие традиционных тем русской поэзии 19 века в лирике Ахматовой. Тема Петербурга в творчестве Анны Ахматовой
К началу 20 века тема образа Петербурга стала фактически уже традиционной. К ней обращались не только писатели Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский, но и поэты: А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Анна Андреевна Ахматова продо ...

Жанрово-стилевое многообразие декабристской поэзии
Для успеха нового литературного течения необходимо было объединить отдельные и пока еще разрозненные усилия вокруг основных задач, необходимо было появление вождя, который бы возглавил ряды новаторов, и эта историческая роль выпала на дол ...

Культурно – исторические образы в поэзии Мандельштама (сборник «Камень»). Акмеизм и Мандельштам
В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёв писал: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от греческого слова αχμή (“акме”) высшая степень чего-либо, ...