И.А. Гончаров (1812—1891)
Страница 2

В 1859 г. был опубликован роман "Обломов". В центре его — фигура Ильи Ильича Обломова, барина, воспитанного в патриархальной среде родового имения и живущего в Петербурге. Вся первая часть романа представляет собой описание одного дня Обломова. При характеристике героя Гончаров использует некоторые художественные приемы Гоголя. Он подробно описывает обстановку комнаты Обломова, следы запустения на всем и хозяина, спокойно спящего на своем диване. Даже вещи Обломова наделены писателем психологическими свойствами: его домашние туфли и халат символизируют покой и неподвижность как стихию жизни их владельца. В этом также отразился гоголевский принцип "овеществления" человека.

Но только этими чертами характеристика героя не исчерпывается. Его образ гораздо глубже и многостороннее. Писатель рисует быт Обло-мовки как среды, сформировавшей характер героя, как целостного и законченного уклада русской жизни. Это — и картины, исполненные поэзии, и картины ленивого барства. Здесь — истоки мировосприятия героя, его отношения к современной цивилизации, в которой Обломов не видит поприща для себя, потому что в мелочной суете и практических заботах человек потерялся, утратил свою цельность. Ничегонеделание Обломова воспринимается читателем не только как выражение барской лени и апатии, но и как нравственный вызов человека современной жизни. Образ героя многослоен и внутренне противоречив, он не поддается однозначной трактовке только в плане сатирическом. Не случайно этот образ получил в русской критике взаимоисключающие интерпретации. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в романе Гончарова кризис и распад крепостнической России, а образ Обломова назвал последним в ряду образов "лишних людей". Противоположную оценку роману и его герою дал критик А.В. Дружинин в статье "Обломов", роман Гончарова". Отметив, что характер главного героя романа отражает существенные стороны русской жизни, он утверждал, что Обломов с его добротой и неспособностью к злу заслуживает беспредельной любви. Обломовщину он расценил как проявление незрелости общества, неготовности его членов к решительным переменам в жизни.

В качестве антипода Обломова в романе изображен Андрей Штольц, друг детства Ильи Ильича. Гончаров попытался соединить в этом образе немецкую работоспособность и деловитость с русской мечтательностью и мягкостью натуры. Не случайно отец Штольца — немецкий бюргер, воспитывавший сына в строгих правилах, приучая его к труду и самостоятельности, а мать — русская дворянка, привившая ему любовь к искусству и поэзии. Но образ этот получился у Гончарова несколько схематичным, так как русская действительность еще не давала материала для его создания.

Особое место занимает в романе образ Ольги Ильинской, призванной разбудить душу Обломова, возродить его к жизни. Но Ольга оказалась не в состоянии сделать это, так как, с одной стороны, ее характер близок по типу тургеневским героиням, с их нравственной цельностью и душевным порывом, но, с другой стороны, ее образу придана и некоторая рассудочность в отличие от образов Аси или Натальи Ласунской.

В своем третьем, последнем романе — "Обрыв" Гончаров продолжил поиски ответа на вопрос о дальнейших путях исторического развития России, пытаясь найти органическое сочетание начал патриархальности и общественного прогресса. Роман был завершен в 1868 г. Персонажи его, наделенные свойствами реалистических характеров, выступают и как обобщенные образы-символы. Так, бабушка Татьяна Марковна Бережкова в романе представлена как женщина 40-х гг., но вместе с тем этот образ символизирует патриархальную Россию, с ее устойчивыми нравственными принципами. Образ Веры — молодой, устремленной в будущее женщины — в то же время олицетворяет новую Россию, с ее бунтарством и стремлением к крайностям. Марк Волохов — тип революционера-нигилиста, весь образ жизни которого — вызов общепринятым условностям и обычаям. А мудрое соединение тысячелетних традиций с современной деловитостью Гончаров показал в образе Тушина, чья предприимчивость лишена хищнических черт.

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Способы изображения Бродским лирического героя. Фрагментарность изображения (синекдоха, метонимия)
Присутствие автора в лирике поэтически замаскировано. Но если проанализировать средства изображения созданного Бродским субъекта, то можно обнаружить, что основной принцип построения образа лирического героя размещается на пересечении нес ...

Сравнительно-типологический анализ фантастичных миров И.С. Тургенева и П. Мериме
В русской литературе XIX века, начиная с А.С. Пушкина, значительно усиливается романтизация реализма как художественного метода в познании и изображении действительности. Пушкинские традиции в реалистической фантастике развивают М.Ю. Лерм ...

Принципы поэтики И.Бродского и эстетика постмодернизма
Постмодернизм, как было сказано выше, формировался под влиянием предыдущего течения, модерна, переосмысливая и дополняя его. Исследователь Колобаева Л.А. говорит о возможности рассмотрения поэзии И.Бродского и Серебряного века русской лит ...