И.А. Гончаров (1812—1891)
Страница 1

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске в купеческой семье. Он учился в Московском коммерческом училище, затем окончил словесное отделение философского факультета Московского университета и поступил на службу в Петербурге. Литературная известность пришла к нему довольно поздно — роман "Обыкновенная история" вышел в свет только в 1847 г. В течение всей своей писательской жизни Гончаров оставался вне общественных и литературных партий и группировок. Это объясняется особенностями его характера и общественно-политической позицией. Он настороженно относился к тем переменам, которые начались в России в 50—60-е гг. В формировании буржуазного уклада он усматривал не только исторический прогресс, но и угрозу для многих духовных ценностей, выработанных русским патриархальным укладом. Многое в старых традициях вызывало отрицательное отношение Гончарова: косность, боязнь перемен и т. п., но многое и привлекало: теплота человеческих взаимоотношений, уважение к старине, связь с природой. Гончаров был озабочен тем, как на пути к новому не разрушить то ценное, что было в старом, а найти их гармоничное сочетание.

Гончаров написал всего три романа, в каждом из которых запечатлен конфликт между двумя укладами русской жизни — патриархальным и буржуазным. Особенностью его повествовательной манеры были объективное и всестороннее изображение предмета, а также доверие к читателю, которому предоставлялась возможность самому судить о героях и изображаемых явлениях. Эти черты художнической манеры Гончарова были отмечены еще Добролюбовым.

Роман "Обыкновенная история" был напечатан в самом популярном тогда среди интеллигенции журнале "Современник", в мартовском и апрельском номерах за 1847 г. В центре произведения — столкновение двух характеров, порожденных двумя укладами русской жизни — патриархальным (образ молодого Александра Адуева) и буржуазным (образ Петра Адуева). Романтическая мечтательность Александра Адуева, его наивность и доверчивость чужды суровой действительности петербургских буден. Его вера в родственные чувства наталкивается на чопорность его петербургского "дядюшки" Петра Ивановича Адуева. За практичным взглядом на жизнь этого персонажа скрываются расчетливость и эгоизм. Под влиянием "дядюшки" и под воздействием отрезвляющих впечатлений чиновного Петербурга разрушаются прежние иллюзии Александра Адуева.

В развенчании прекраснодушного романтизма увидел пафос "Обыкновенной истории" Белинский. Но смысл конфликта, изображенного Гончаровым, глубже. Писатель рисует романтические порывы, свойственные юности вообще и убитые в Александре Адуеве бездушным практицизмом холодного Петербурга, так что причины несчастий Александра не только в отрыве его мечтаний от жизни, но и в мертвящем воздействии окружающей обстановки. Если бы Гончаров преследовал цель выставить в комическом свете романтический характер Адуева-младшего, то он обозначил бы свою симпатию к Адуеву-старшему. Но и этот герой изображен критически. Вина его в том, что он пренебрежительно относится к тому, что является главным в жизни, — к душевным порывам, к гармоническим отношениям между людьми, основанным отнюдь не на расчете. Обвинителем Петра Адуева в романе становится его жена, Елизавета Александровна. В эпилоге романа дядя и племянник как бы меняются местами: Александр избавляется от своей романтической мечтательности, а Петр Иванович осознает ущербность собственной жизни. Конфликт, лежащий в основе романа, не разрешается в пользу той или иной стороны, а усугубляется, представая не только в своей социально-исторической конкретности, связанной с условиями русской действительности 40-х гг., породившими тип "лишнего человека", но и оборачиваясь своей извечной проблемой дисгармонии жизни.

В 1852 г. Гончаров совершил кругосветное плавание на военном фрегате "Пал л ада" в качестве секретаря вице-адмирала Е.В. Путятина. Результатом этого путешествия стал цикл очерков "Фрегат "Паллада" (1858). И в этой книге, сравнивая современную европейскую цивилизацию с культурой первобытных народов, живущих на островах Тихого океана, Гончаров развивает тему, начатую в романе "Обыкновенная история", — столкновение буржуазного и патриархального укладов. Жизнь этих народов предстает в очерках как утерянный человечеством "золотой век", пробуждая в сердце читателя мечту о земле обетованной и рождая укор современной цивилизации.

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Образ России в творчестве С. Есенина
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Тема Родины — одна из главных в лирике ве­ликого русского поэта Сергея Есенина. От юно­шеских стихов, проникновенно ...

Реальное и фантастичное в «Петербургских повестях»
Гоголевский Петербург предстал здесь перед читателями как воплощение всех безобразий и несправедливостей, творившихся в полицейско-бюрократичсской России. Это город, где «кроме фонаря все дышит обманом» («Невский проспект»), в котором разы ...

Категория эстетического и Бродский
Третим, но не последним по важности, является вопрос о взглядах И.А.Бродского на категорию эстетического. Бродский пишет: « Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую. Ибо эстетика – мать этики; поняти ...