Мифологема лебедя в лирике Велимира Хлебникова
Страница 2
О литературе » Мифологема птицы в творчестве В. Хлебникова » Мифологема лебедя в лирике Велимира Хлебникова

В лирике Велимира Хлебникова мифологема лебедя представлена стихотворениями «Бех» (басня) (1913), «Перуну» (1913), «В лесу» (словарь цветов) (1913), «Сегодня строгою боярыней Бориса Годунова» (1916, 1922), «Жизнь» (начало января 1919).

В стихотворении «Бех» (басня) (1913)

лебедь ассоциирует воскрешение. В некоторых мифологиях лебедь является символом смерти. В стихотворении речь идет о битве, мы попадаем в историю, во времена татаро-монгольского нашествия. Лебедь как птица печали смотрит на все это с небес и являет собой воспоминания о прошлом.

Здесь билась Русь и сто татар.

Но та земля забыла смех,

Лишь в день чумной здесь лебедь несся,

И кости бешено кричали: «ъех»,

Одеты зеленью из проса,

И кости звонко выли: «Да!

Мы будем помнить бой всегда» (стр. 84)

В стихотворении «Перуну»

(1913) автор снова обращается к историческим событиям древней Руси. Здесь лебедь выступает как птица печали. Главная тема стихотворения, это тема двух религий. Как известно, князь Владимир крестил Русь, на смену язычеству пришло христианство. Прослеживается смена религий: свержение старых идолов и появление новой веры, христианской. Лебедь осуществляет собой верность старой вере, преданность старым идолам.

Бог, водами носимый,

Ячаньем встречен лебедей,

Не предопределил ли ты Цусимы

Роду низвергших тя людей?

Не знал ли ты, что некогда восстанем,

Как некая вселенной тень,

Когда гонимы быть устанем

И обретем в временах рень?

Тебя провожавших зовом «Боже»,

И как добычу тебя поделили были,

Когда взошел ты на песчаной рени ложе

Владимир не подарил ли так Рогнеде

Твой золоченый длинный ус? (стр. 85)

В стихотворении «В лесу» (Словарь цветов)

лебедь является атрибутом какого-то обряда, связанного с весенними праздниками, скорее всего с наступлением весны. Исходя из контекста, мы узнаем, что в селе выбирали девушку, которая играла роль весны. Ее везли по всей деревне, символизируя приход весны. «Известно, что в кетском мифе лебеди, сопровождающие Томэм, выступают как вестники весны и тепла. Также наблюдается широкое использование образа лебедя в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы или строятся новые» [Мифы народов мира 1980:40].

Любите носить все те имена,

Что могут онежиться в Лялю.

Деревня сюда созвана,

В телеге везет свою кралю.

Лялю на лебеде (стр. 86)

И крикнет и цокнет весенняя кровь:

«Ляля на лебеде – Ляля любовь!»

Что юноши властной толпою

Везут на пути к водопою

Кралю своего села – (стр. 86)

Наверное, стройные тополи

Смотрят на праздник в пыли.

Под именем новым – Олеги,

Вышаты, Добрыни и Глебы

Везут конец дышла телеги,

Колосьями спрятанной в хлебы,

Своей голубой королевы (стр. 86)

В стихотворении «Сегодня строгою боярыней Бориса Годунова»

(1916, 1922) образ лебедя выступает как сравнение. Боярыней Бориса Годунова является Ксения, образ лебедя символизирует ее чистоту.

Сегодня строгою боярыней Бориса Годунова

Явились вы, как лебедь в озере.

Ведь это вы скрывались в ниве

Играть русалкою на гуслях кос (стр. 105)

Здесь Божия мать, ступая по колосьям,

Шагала по нивам ночным.

Что было – забыли, что будем – не знаем.

Здесь Божия матерь мыла рядно… (стр. 105)

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Проблематика произведений Виктора Антоновича Дьяченко
Драматическое произведение - всегда отклик автора на современную ему действительность, выстраданность каждого слова, взвешенность подачи материала. Драматические произведения всегда направлены на зрителя и мертвы вне сцены. Порывы души ав ...

Художественный мир «Слова о полку Игореве» и его преломление в произведениях живописи, музыки, театра
Большая работа московских историковэпохи Ивана Грозного, поднявших разнообразные архивы и извлекших множество забытых материалов, не могла порадовать москвичей находкой «Слово о Полку Игореве». Только в сочинении А.М. Курбского «История о ...

Сопоставление лирического произведения и картины природы
Научить детей анализу стихотворного текста путем сопоставления его с пейзажем. Для этого можно взять тему времен года. Показать, как изображение природы может помочь при анализе стихотворения. Соответствует ли описание природы в стихотвор ...