Авторские мифологемы птиц в лирике Велимира Хлебникова
Страница 1
О литературе » Мифологема птицы в творчестве В. Хлебникова » Авторские мифологемы птиц в лирике Велимира Хлебникова

Последняя группа мифологем, которые присутствуют в лирике В. Хлебникова, это собственно авторские образы птиц. Они выражены неологизмами, это образы, которые автор представляет нам как птиц.

Они представлены стихотворениями «Там, где жили свиристели» (начало 1918), «Жарбог! Жарбог» (1908), «В пору, когда в вырей» (1908), «С журчанием, свистом» (1908–1913), «Моих друзей летели сонмы» (начало 1916), «Звенят голубые бубенчики» (1921).

Известно, что «птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращенными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героев; тотемными предками и т.п. Они выступают как особые мифопоэтические классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, подъёма, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между космическими зонами, души, дитяти, духа жизни и т.п. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических птиц» [Мифы народов мира 1980:346].

В стихотворении «Там, где жили свиристели»

(начало 1908) и «В пору, когда в вырей»

(1908) присутствуют образы времирей. Хлебников ассоциирует время с птицей, а все составляющие времени, такие как: моменты, минуты, мгновения – времирями.

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей (стр. 42)

В пору, когда в вырей

Времирей умчались стаи (стр. 50)

И времыня крылья простерла (стр. 50)

Также присутствуют и другие образы, которые дополняют образы времирей, что в комплексе представляет картину сказочности и необычности.

Там, где жили свиристели… (стр. 42)

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели… (стр. 42)

Стихотворение «В пору, когда в вырей»

по своему звуковому составу и строению напоминает скороговорку.

Я времушком-камушком игрывало,

И времушек-камушек кинуло,

И времушко-камушко кануло… (стр. 50)

Стихотворение «Жарбог! Жарбог»

(1908) по значению сходно с первыми двумя. Только в нем говорится о боге, скорее всего, о боге огня, грозы, небес. У этого бога есть свои слуги – жарири, с помощью которых Жарбог шлет на небо дождь, радугу и грозы.

Жарбог! Жарбог!

Я в тебя грезитвой мечу,

О, взметни ты мне навстречу

Стаю вольных жарирей.

Волю видеть огнезарную

Стаю легких жарирей,

Дабы радугой стожарною

Вспыхнул морок наших дней (стр. 44)

Стихотворение «Моих друзей летели сонмы»

(начало 1916) представляет собой своего рода плач автора о своих друзьях. «Весьма распространенным как в древних, так и во многих современных традициях является представление о душе в виде птицы» [Мифы народов мира 1980:347]. В этом стихотворении Хлебников души друзей изобразил не образом конкретной птицы, а только посредством сравнения с птицей представил их.

Моих друзей летели сонмы.

Их семеро, их семеро, их сто!

Теперь их грезный кубок вылит.

О, роковой ста милых вылет! (стр. 103)

В стихотворении «Звенят голубые бубенчики»

(1921) Хлебников через образ птицы показывает зарождение любви. Она пока только появляется, она еще маленькая и поэтому пока еще птенчик.

Звенят голубые бубенчики,

Как нежного отклика звук,

И первые вылетят птенчики

Из тихого слова «люблю» (стр. 152)

Таким образом, мифологема птицы в лирике Хлебникова представляет собой очень сложный образ.

Не зависимо от времени написания стихотворения, мифологема птицы выполняет такие задачи, как: показать, что образ птицы в разных мифах обозначает не одно и тоже, что это очень глубокая мифологема, которая для творчества Велимира Хлебникова играет значительную роль.

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Категория эстетического и Бродский
Третим, но не последним по важности, является вопрос о взглядах И.А.Бродского на категорию эстетического. Бродский пишет: « Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую. Ибо эстетика – мать этики; поняти ...

Антон Павлович Чехов. Диалоги А.П. Чехова
Подобная особенность чеховского мастерства, кстати, далеко не сразу была понята критиками — долгие годы они твердили о том, что деталь в произведениях Чехова случайна и незначительна. Разумеется, писатель не подчеркивал сам значительности ...

Натурфилософская концепция Н.А.Заболоцкого
В основе натурфилософской концепции Заболоцкого - представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма ...