Лирика любви в творчестве С. А. Есенина
Страница 6
О литературе » Лирика любви в творчестве С.А. Есенина » Лирика любви в творчестве С. А. Есенина

Есенин за всю свою жизнь любил только двух женщин – Айседору Дункан и Зинаиду Райх.

Нам уже известно, что возвращение из-за границы, разочарование буржуазной действительностью и разрыв с богемой сыграли огромную роль в духовной жизни Есенина. Явственно отразилось это в стихах о любви, свидетельством чему является цикл «Любовь хулигана», сложившийся у Есенина к концу 1923 года.

Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной, бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает «слова самых нежных и кротких песен», которая воспитывает человека в преданности и постоянстве.

Такая любовь приносит не только уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогает трезвым взглядом оценить дела и беды родной земли.

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление. Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью.

Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неосуществимости.

Ранняя золотая осень 1923 года подарила Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил шедевры любовной лирики, прекрасные лирические стихотворения: «Заметался пожар голубой .» (Приложение 4), «Дорогая, сядем рядом .» (Приложение 6), «Мне грустно на тебя смотреть .», включенные в цикл «Любовь хулигана». Сохранился поэтический сборник Есенина с подписью «Милой Августе Леонидовне со всеми чувствами, которые выражены в этой книге».

Августа Леонидовна Миклашевская, актриса Камерного театра, прекрасная, нежная, красивая женщина.

Познакомила актрису с Есениным жена Мариенгофа – Нюша Никритина. «Был август. Ранняя золотая осень. Ездили за город и там подолгу гуляли. Под ногами шуршали золотые жёлтые листья».

Воспевал он земные черты в облике любимой.

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

Есенина восхищает и поражает в ней необычное .

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях,

вызывая у поэта прилив нежных чувств:

Чтил я грубость и крик в повесе,

А теперь вдруг растут слова

Самых кротких и нежных песен.

Августа Леонидовна вспоминала: « .помню, как он сидел на ковре у моих ног, держал мои руки и говорил: «Красивая, красивая . Я буду писать вам стихи .»

Поэт утверждает истинное чувство любви, радости, тепла, помогающее ему обрести душевное равновесие.

По свидетельству друзей « . какой-то умиротворённый, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская под тонкой синеватой вуалью – зрелище блоковское.

Счастливые друзья, видевшие Есенина в пору его последней любви. Она бросает

как бы отсвет на всю последующую лирику Есенина».

Он оставил нам поразительную по искренности «историю болезни в исповедальных стихах, рожденных «чудным мгновением».

В 1923 году состоялась помолвка Августы Миклашевской с Есениным, но к вечному союзу она не привела. Судьба распорядилась иначе.

В одну из редких встреч на улице он сказал ей: «Прожил с вами уже всю нашу жизнь».

Августа Леонидовна надолго пережила поэта, уйдя из жизни в 1977 году и оставив нам бесценное воспоминание о Сергее Есенине. «Щедрый он был. Душой своей щедрый был. Мне вот бессмертие подарил . Самое лучшее качество Есенина – искренность. У него в стихах душа живая бьется, плачет, радуется, смеется, озорничает . Как в жизни, так и в своих стихах выплеснулась .»

Самое яркое свидетельство глубоких, светлых чувств и мыслей поэта вписано в изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (Приложение 6), написанных на Кавказе (1924 – 1925 гг.).

В «Персидских мотивах» любовь – не «чувственная дрожь», не «вспыльчивая связь», а теплота и нежность есенинского сердца, высказанные в ласковых словах, обращённых к восточной красавице.

«Персидские мотивы» – попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и весёлой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной – идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя/ Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» - противовес «Москве кабацкой».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие материалы:

Антиутопия как литературный жанр
««Утопии страшны тем, что они сбываются», - писал Н. Бердяев. Антиутопия тесно связана с утопией – «замыслом спасения мира самочинной волей человека» (С. Франк) в соответствии с идеалом. Исторический процесс в антиутопии делится на два от ...

Работа с книгой
Умение работать с книгой – это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным. Работа с книгой – процесс сложный. Обусловлено это ...

Условия дуэлей, соответствие дуэльному кодексу
Между Онегиным и Ленским поединок был равным, с соблюдением всех правил, исключая некоторые нарушения. Онегин и Зарецкий (секундант Ленского) – оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к ист ...