Жизнь и творчество Блока
Страница 1
О литературе » Жизнь и творчество Блока

Крупнейший русский поэт Серебряного века, чье творчество определило многие магистральные пути русской поэзии XX века, Блок был и остается «целой поэтической эпохой» (В. Маяковский), прочно связанной с национальной культурой. Отец Блока был профессором права Варшавского университета и еще до рождения сына оставил семью. Мать — переводчица и детская писательница. Детство Блока прошло в доме деда — бывшего ректора Петербургского университета, профессора-ботаника А. Н. Бекетова — летом в подмосковном родовом имении Шахматове, зимой в петербургской квартире, но постоянно в кругу известных людей того времени. По окончании Введенской гимназии (1891 — 1898) Блок поступает на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 году переходит на филологический факультет, который заканчивает в 1906 году по славяно-русскому отделению.

«Блок — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации», — писал Ю. Тынянов. Каждое стихотворение Блока включает лишь один момент из духовной биографии лирического героя, и для постижения его пути в целом оно должно быть соотнесено с включающим его стихотворным циклом, книгой, наконец, быть прочитано в контексте всего творчества поэта.

Первая книга этого «романа в стихах» получила название «Стихи о Прекрасной Даме» (1898—1904) и вобрала ранние стихи Блока, распределенные по трем Циклам: «Ante Lucem » (1898—1900) (перед светом), «Стихи о Прекрасной Даме» (1901—1903) и Распутья» (1902—1904). Это стихи мистического порыва юного поэта к Любви, Красоте и Истине, порыва, в основном слепого по отношению к неодухотворенным темным сторонам жизни. Биографическая основа книги — история любви Блока к его будущей жене Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского химика. Блок познакомился с ней летом года в имении Менделеевых Боблово во время игры в любительской постановке «Гамлета». Сохранившиеся настроения, впечатления от знакомства преломились в первом цикле книги. Среди основных источников и образов книги — средневековый рыцарский культ Прекрасной Дамы, лирика Данте, посвященная его любленной Беатриче, стихотворения Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный .», «Мадонна» и другие. А также философия и поэзия старшего современника Блока — религиозного мыслителя Владимира Соловьева, утверждавшего существование еще одной ипостаси Божествен­ной троицы — Божественной мудрости, Софии, и видевшего в земной любви отблеск любви небесной.

Вторая книга трилогии, состоящая из семи разделов, называется «Нечаянная Радость» (1904—1908) и включает в основном стихи сборника «Нечаянная Радость» (1907), «Снежная маска» (1907) и «Земля в снегу» (1908). Через городские трущобы и злачные места (цикл «Город») — «к отчаянию, проклятиям, возмездию». Биографическая основа книги — переезд в 1903 году молодой семьи Блоков в Петербург. Этот брак был по-особому воспринят поэтами-символистами: они увидели в нем воплощение своих сокровенных чаянии — мистический брак Рыцаря и его Прекрасной Дамы, Поэта и Девы, Облаченной в Солнце, Небес и Земли. Однако вскоре отношения между Блоком и его же осложняются, зимой 1906—1907 года она увлекается поэтом А. Белым, впрочем, вскоре принимает решение остаться с мужем. «Ты в поля отошла без возврата./ Да святится имя Твое!» — словно предчувствуя разрыв, напишет Блок в апреле 1905 года в стихотворении «Молитва», которое откроет собой второй том лирики поэта. Появляется драматическое увлечение и в жизни Блока актриса Н.Н. Волохова, которой он посвящает сборник маска» и цикл «Фаина» (1906—1908), а также драму - «Песня Судьбы» (1908).

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Способы работы
Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясно не сразу, а лишь в ходе его написания. Составляя сложный план , объединяют часть пунктов под одни ...

Лирический герой А. А. Блока
В конце XIX - начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности. Среди символистов ...

А.Введенский «Когда я вырасту большой»
А.Введенский – рожденный, природный лирик умел радостными словами говорить с детьми о звездах и птицах, о просторе наших лесов, полей, морей, небес. Чистый и удивительно легкий стих вводит ребенка не только в мир родной природы, но и в ми ...