Жизнь и творчество Блока
Страница 2
О литературе » Жизнь и творчество Блока

К стихам второго тома Блок отнесется неодобрительно. Одно из лучших стихотворений этого периода «Незнакомка» (1906). В целом, стихотворения 2 тома более конкретны, «вещны»: поэт открыл для себя реальность в ее предметном многообразии.

Третий том стихов – предчувствие надвигающихся «невиданных» перемен, неслыханных грабежей. Стихи – «Я пригвожден к гранитной стойке…», «Как тяжко мертвецу среди людей…».

Блок не пытается идеализировать черты родной ему страны. Любовь поэта к Родине подобна той «странной любви» Лермонтова, которую «не победит рассудок» (см.: «Грешить бесстыдно, непробудно .). Более того, все чаще образ России открывает его скрытое родство с образом небесной возлюбленной ранних стихов Блока. Россия для поэта — особая страна, не принадлежащая ни Западу, ни Востоку, со своим, особым путем. Символичен образ нового единения России, начала ее возрождения из пепла в одном из лучших подциклов этого периода «На поле Куликовом» (1908), вошедшего в предпоследний цикл третьего тома «Родина» (1907—1916). Однако идущее из глубин народной культуры отношение к Родине как к матери переосмысляется поэтом: в: первом стихотворении этого подцикла «Река раскинулась. Течет, грустит лениво .» (1908) он обращается к Руси: «Жена моя». В этом откровении — не слепая сыновняя любовь к матери, ведь поэт, человек ставит себя вровень с Россией, а его любовь к ней есть результат со­знательного выбора, родство душ, а не крови, другими словами, — особая ответственность за свою возлюбленную — Родину. Многие исследователи пришли к выводу, что поэтическая Куликовская битва в цикле происходит не между Ордой и Русью, а между двумя полярными началами в душе любого русского человека: началом стихийным, разрушительным — и духовным, созидательным. Герой этих стихотворений — одновременно и воин Куликовского сражения, и лирический двойник самого поэта, его современник, ведущий «вечный бой» с самим собой, с темной стороной своей души. Только в этом видит Блок залог возрождения России.

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Стилистическое своеобразие современной детской литературы
Вместе с новыми реалиями и новыми героями в литературу для детей входит и новый язык: это видно уже из приведённых выше примеров. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным ...

Мильтон «Потерянный Рай»
«Потерянный рай» (англ. «Paradise Lost») — эпическая поэма Джона Мильтона, впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама. Книга переиздавалась несч ...

Анализ сюжета романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Роман "Евгений Онегин", несмотря на своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец "без конца"), представляет собой целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм. Художественн ...