Жизнь и творчество Блока
Страница 2
О литературе » Жизнь и творчество Блока

К стихам второго тома Блок отнесется неодобрительно. Одно из лучших стихотворений этого периода «Незнакомка» (1906). В целом, стихотворения 2 тома более конкретны, «вещны»: поэт открыл для себя реальность в ее предметном многообразии.

Третий том стихов – предчувствие надвигающихся «невиданных» перемен, неслыханных грабежей. Стихи – «Я пригвожден к гранитной стойке…», «Как тяжко мертвецу среди людей…».

Блок не пытается идеализировать черты родной ему страны. Любовь поэта к Родине подобна той «странной любви» Лермонтова, которую «не победит рассудок» (см.: «Грешить бесстыдно, непробудно .). Более того, все чаще образ России открывает его скрытое родство с образом небесной возлюбленной ранних стихов Блока. Россия для поэта — особая страна, не принадлежащая ни Западу, ни Востоку, со своим, особым путем. Символичен образ нового единения России, начала ее возрождения из пепла в одном из лучших подциклов этого периода «На поле Куликовом» (1908), вошедшего в предпоследний цикл третьего тома «Родина» (1907—1916). Однако идущее из глубин народной культуры отношение к Родине как к матери переосмысляется поэтом: в: первом стихотворении этого подцикла «Река раскинулась. Течет, грустит лениво .» (1908) он обращается к Руси: «Жена моя». В этом откровении — не слепая сыновняя любовь к матери, ведь поэт, человек ставит себя вровень с Россией, а его любовь к ней есть результат со­знательного выбора, родство душ, а не крови, другими словами, — особая ответственность за свою возлюбленную — Родину. Многие исследователи пришли к выводу, что поэтическая Куликовская битва в цикле происходит не между Ордой и Русью, а между двумя полярными началами в душе любого русского человека: началом стихийным, разрушительным — и духовным, созидательным. Герой этих стихотворений — одновременно и воин Куликовского сражения, и лирический двойник самого поэта, его современник, ведущий «вечный бой» с самим собой, с темной стороной своей души. Только в этом видит Блок залог возрождения России.

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Сентиментализм и его характеристика
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление в XVIII и в начале XIX века. Доминантой «человеч ...

Освещение событий Смутного времени в русской литературе
С нами дни и светлые и черные, С нами наши долгие века. Ни одна страница не зачеркнута, Ни одна не вырвана строка. В. Кочетков « Русская история» Бурные события начала 17 столетия, получившие у современников название «смуты» нашли ши ...

Глава II
«Новелла-(итал. novella-новость) – лит. жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом». Для понимания творчества Андерсона, и особенно его эстетической теории, важна его автобиографическая «История ра ...