Характеристика эпитета в произведениях А. Ахматовой. Семантическая характеристика
Страница 2
О литературе » Эпитет в лирике Ахматовой » Характеристика эпитета в произведениях А. Ахматовой. Семантическая характеристика

ПРИРОДНЫЕ ЭПИТЕТЫ

Данная группа эпитетов занимает самое значительное место в лирике Ахматовой и по своей численности, и по своему качеству.

Не только среди людей, но и среди природы она ощущает себя одним из природных начал и потому чувствует себя двойником не только многих человеческих сестер, но и «родной сестрой заречных ив». «Серебряная ива»—один из любимых ее двойников («И, благодарная, она жила со мной всю жизнь»).

Ей соприродны журчащие воды, крапива и лопухи. Внятен «иволги всегда печальный голос», понятен «голос ветра».

Существование Ахматовой давно вписано в мир. Ее сознание сопрягает лики людей с природными ликами стихий. Она ощущает, что нечто бессловесное, подземное стремиться через нее обрести голос («Многое еще, наверно, хочет/ Быть воспетым голосом моим…»). Именно поэтому в лирике Ахматовой нет пейзажей.

Природа для поэтессы—способ характеристики не только людей, их качеств, чувств и переживаний, но и средство передачи через слово характеристик предметов. Это подтверждается ахматовскими строками:

Ива на небе пустом распластала

Веер сквозной.

Ты совсем устало,

Бьешься тише, глуше…

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Не надо мне души покорной,

Пусть станет дымом, легок дым,

Взлетев над набережной черной,

Он будет нежно-голубым.

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло,

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло…

Ахматова по-своему умеет пользоваться природными эпитетами—они у нее часто точны, что нисколько не умаляет их роли как выразительно-образных средств: «озерным водам отдал лик», «внимает шорохам зеленым», «пускай умру с последней белой вьюгой» и т.д.

Но не только посредством природных характеристик Ахматова умела подчеркнуть всю значимость того или иного явления, но и, наоборот, посредством человеческих качеств она как никто другой умела описать природные явления, наделить абстракции и неодушевленное одушевленными качествами.

АНТРОПОМОРФНЫЕ ЭПИТЕТЫ

Как и предыдущая группа эпитетов, данная разновидность эпитетов довольно широко представлена в поэзии Ахматовой.

В строках «как нестерпимо бела/ штора на белом окне» слово «нестерпимо» употреблено в привычном значении, а как оттенок (ср. нестерпимая боль).

Не ей дано носить в себе образ дома, а дом следит за ней «прищуренным, неблагосклонным оком».

У Ахматовой мы видим как сочетается порой несочетаемое: «огненный недуг», «исчерпанная тьма», «неизбежные глаза», «тоскующая скрипка», «терпкая печаль», «звенящая оса» и др.

Рассмотрим для примера, как предстает у Ахматовой широко распространенный в поэзии образ луны.

В «Новогодней балладе» месяц, заскучав, «бросил в горницу тусклый взор» (не его созерцают, а он видит картину ночного пира).

В «Реквиеме» «Желтый месяц входит в дом». Он соглядатай. Лик его индивидуализирован и страшен: «Входит в шапке набекрень».

В стихотворении «Одни глядятся в ласковые взоры» поэт говорит о муках совести. Обличитель ее—месяц («спокойный и двурогий стоит свидетель»).

Когда же в «Поэме без героя» Ахматова пишет:

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл,--

То это никак не пейзаж, Месяц—знаковый символ. Все стихии одушевлены.

Можно подытожить тем, что Ахматова не просто жила сама, она наполняла жизнью, сознанием, чувствами все, ее окружавшее.

ЦВЕТОВОЙ ЭПИТЕТ

Ему принадлежит одно из значительных мест в поэтических произведениях Анны Ахматовой. Она не только одушевляла, она и окрашивала. Если говорить о месте колоризмов в ее лирике, то им следует отвести более 30% из общего количества ахматовских эпитетов. Каждое второе ее стихотворение имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие материалы:

Дуэль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Грушницкий перед дуэлью мог бы читать книги, писать любовные стихи, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушницкий, который носил солдатскую шинель и произносил романтические речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи . Но тот Гр ...

Последний день Помпеи
Незадолго до своего театрального триумфа, связанного с пьесой о кардинале Ришелье, Бульвер-Литтон предпринял поездку в Италию, для того, чтобы отдохнуть от "адской литературной работы". Он был совершенно околдован этой прекрасно ...

Разнообразие проблематик в творчестве Гарольда Пинтера
Гарольд Пинтер является одним из необычных писателей конца XX столетия. Пьесы Гарольда Пинтера – беспредметны, действие может происходить где угодно, без привязок к действительности. Это пьесы о том, как обманны слова и как может не быть ...