Эпитеты, определяющие ценность предмета (как-то: красивый, безобразный, счастливый, несчастный и т. д.), встречаются редко. Эта ценность внушается описанием образа и взаимоотношением образов. У Ахматовой для этого много приемов. Укажем некоторые: сопоставление прилагательного, определяющего цвет, с прилагательным, определяющим форму: …И густо плющ темно-зеленый Завил высокое окно. Или: …Там малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… повторение в двух соседних строках, удваивающее наше внимание к образу: …В снежных ветках черных галок, Черных галок приюти. Цветовых определений очень много в стихах Ахматовой, и чаще всего для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии. Например, Вижу выцветший флаг над таможней И над городом желтую муть. Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора. Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречается у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет. Всем известно, что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь. Белый – это цвет невинности и чистоты. Белый цвет символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, неиспорченность, неискушенность. Белый жилет придает облику изысканность, белое платье невесты означает невинность. Человек, которого притягивает белый цвет, стремится к совершенству, он постоянно в поисках самого себя. Белый цвет – символ творческой, жизнелюбивой натуры. На Руси белый цвет – любимый цвет, это цвет «Духа Свята». (Он спускается на землю в виде белого голубя). Белый цвет повсеместно присутствует в национальных одеждах и орнаментах. Он также является маргинальным, (то есть символизирует переход из одного состояния в другое: смерть и рождение вновь, для новой жизни). Символом этого являются и белый наряд невесты, и белый саван умершего, и белый снег. Но белый цвет имеет кроме радостной и свою печальную сторону значений. Белый – это и цвет смерти. Недаром такое время года, как зима, ассоциируется со смертью в природе. Земля покрывается белым снегом, словно саваном. Тогда как весна – это зарождение новой жизни. Символ «белый» находит свое непосредственное отражение в стихах Ахматовой. Во-первых, белый – цвет любви у Ахматовой, олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад». «Белый», как олицетворение вдохновения, творчества, находит отражение в следующих строках: Я голубку ей дать хотела, Ту, что всех в голубятне белей, Но птица сама полетела За стройной гостьей моей. («Муза ушла по дороге», 1915). Белая голубка – символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству. «Белый» – это и цвет воспоминаний, памяти: Как белый камень в глубине колодца, Лежит во мне одно воспоминанье. («Как белый камень в глубине колодца», 1916). День Спасения, рай тоже обозначаются белым цветом у Ахматовой: В белый рай растворилась калитка, Магдалина сыночка взяла. («Где, высокая, твой цыганенок», 1914). Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у Ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зонтик, и плюш кресел, и черти. Из оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «заалелый рот», «розовые губы», «малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины. Похожие материалы: Народные неортодоксальные верования в творчестве Короленко Литературно-художественный анализ произведения Выводы о значении творчества писателя |
Характеристика эпитета в произведениях А. Ахматовой. Семантическая
характеристика
Страница 3
О литературе » Эпитет в лирике Ахматовой » Характеристика эпитета в произведениях А. Ахматовой. Семантическая
характеристика