Грамматическая характеристика
О литературе » Эпитет в лирике Ахматовой » Грамматическая характеристика

С точки зрения грамматики, т.е. морфологии, выше мы писали о том, что в лирике Ахматовой присутствуют эпитеты, по частеречной принадлежности относящиеся и к прилагательным:

А бешенная кровь меня к тебе вела

Сужденной всем, единственной дорогой.

Так отлетают темные души…

Он награжден каким-то вечным детством…

и к именам существительным:

Горячий шелест лета…

…песня разлуки…

и к наречиям:

Дождь косил свои глаза гневливо…

Из зеркала смотрит пустого

И что-то бормочет сурово.

Там кто-то беспомощно плачет…

Все мертвенно, пусто, светло…

и к глагольным формам—причастиям:

Уколола палец безымянный

Мне звенящая оса.

И, говорят, в одном из тех домов

Уже ковром закрыт проклятый профиль.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой…

Остался профиль( кем-то обведенный

На белоснежной извести стен)…

В стихотворениях Ахматовой также есть и субстантивированные формы эпитетов-прилагательных:

Многое еще, наверно, хочет

Быть воспетым голосом моим:

То, что, бессловесное, грохочет…

А вот еще: тайное бродит вокруг—

Не звук и не цвет, не цвет и не звук…

Говоря о частеречной принадлежности эпитетов, следует упомянуть и о выполняемых ими синтаксических ролях. Так, ахматовский эпитет чаще всего выступает в роли определения:

По шее лебяжьей все также спокоен наклон.

(«Клеопатра»)

Я пью за разоренный дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоем

И за тебя я пью,—

За ложь меня предавших губ,

За мертвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что Бог не спас.

(«Последний тост»)

Реже—выполняет функции подлежащего, обращения и дополнения:

И в город печали и гнева

Из тихой Корельской земли…

Все грозней бушует, непреклонный,

Словно здесь еретиков казнят…

Пророчишь, горькая, и руки уронила…

Так как эпитетом могут являться и наречия и слова категории состояния, то, следовательно, они могут являться в предложении и обстоятельствами образа действия:

Или живым прощаешь благосклонно

Твое изнеможенье и позор…

Следил ты уже бесстрастно…

Как беспомощно, жадно и жарко гладит

Холодные руки мои.


Похожие материалы:

Мильтон «Потерянный Рай»
«Потерянный рай» (англ. «Paradise Lost») — эпическая поэма Джона Мильтона, впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама. Книга переиздавалась несч ...

Тема любви в творчестве Маяковского В.В.
О любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь — это сердце всего». Этот тезис поэт переносил и в творчество, отражая его в различных вариантах, даже рас ...

Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой
Анна Ахматова "гостила на земле" в трагическую эпоху, - трагическую, прежде всего, для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию. Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Цар ...