Можно отметить, что авторы используют символику чисел, чтобы создать и лучше раскрыть образы героев. Толстой и Булгаков используют много числовых подробностей. Несмотря на это, многие числа несут на себе огромную символическую нагрузку, помогая нам лучше понять то или иное событие. Некоторые из них авторы особым смыслом наполнили сами, например, Толстой вводит в свои произведения число 28. Карамзин и Жуковский используют числа для усиления экспрессивности речи, для придания своим произведениям оттенка сказочности, сохранения «старого» стиля. Достоевский использует числа-символы, чтобы подчеркнуть наиболее важные моменты в произведении. В «Пиковой даме» и «Вишнёвом саде» авторы используют «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов для того, чтобы ярче показать безысходность или, наоборот, комичность положения, в которое попали герои. Этот приём мы впоследствии увидим у Булгакова.
Русская литература – неизведанный край, где каждый может найти для себя много нового, поэтому эта тема заслуживает внимания и дальнейшего изучения.
Приложение
Значение часто встречающихся чисел.
3 |
Священное, счастливое число. Показывает в основном положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего-либо. |
6 |
У разных авторов – разное значение; в основном (Толстой, Достоевский) связано со смертью. Но также используется как «положительный» символ (Жуковский). |
7 |
Священное, счастливое число. В основном связано с человеком, его переживаниями. Всегда обозначает что-то хорошее, часто волшебное и чудесное. |
12 |
Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей. Часто ассоциируется с двенадцатью апостолами (применимо для группы людей). Так как сумма цифр числа – три, используется оно примерно с той же целью. |
17 |
Священное число. Символ гармонии, любовь, совет, расположение. С этим числом обычно связано взросление человека и первая любовь (Карамзин). |
Авторы |
Произведения |
Использу-емые числа |
Выводы |
Карамзин |
«Наталья – боярская дочь» |
17, 4, 5, 3, 13 |
Символика ясная и простая, понятные числа. |
Жуковский |
баллады |
3, 12, 6, 7 |
Символика также ясная и простая. |
Пушкин |
«Капитанская дочка» |
3, 87 (6), 17, 7, 47 (2) |
В основном символика также ясная и простая, но Пушкин использует здесь «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов. |
Толстой |
«Война и мир» |
Почти все в интервале от одного до 20. |
Использует символику чисел достаточно часто. Так же, как и Пушкин, иногда использует «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов |
Достоевский |
«Преступление и наказание» |
7 , 6, 4, 30 |
Все числа имеют конкретное значение, иногда не похожее на общепринятое. |
Чехов |
«Вишнёвый сад» |
17, 87 (3), 22, 18, 4, 5, 7 |
Все числа, даже «положительные», несут на себе отпечаток трагичности. Чехов использует «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов, чтобы ещё больше оттенить трагический пафос. |
Блок |
«Двенадцать» |
12 |
«Положительное» число характеризует здесь негативное явление, обозначая группу лиц, приносящую в мир новые порядки. |
Ахматова |
стихотворения |
6, 5, 3, 13 |
Символика не всегда ясная, часто расплывчатая и связана с личными переживаниями. |
Булгаков |
«Мастер и Маргарита» |
Почти все в интервале от одного до 20. |
Использует символику чисел достаточно часто. Так же, как Пушкин и Толстой, иногда использует «положительные» числа в качестве «отрицательных» символов. В основном все числа подчёркивают комизм повествования. |
Похожие материалы:
Сказочная новелла "Маленький Цахес по прозванию Циннобер".
Краткое содержание.
В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрий множество фей из волшебной страны ...
Показать особенности художественной манеры писателя
Трудно сказать, что толкнуло Андерсена в область сказки. Мысль пересказывать народные предания ни в коей мере не была оригинальной. Почему же не попробовать себя на этом поприще? Тем более, что в детстве он, по собственному признанию, бол ...
Драматургия в Англии 1945 –
1970-х годов. «Рассерженные молодые люди»:
раскрытие проблематики бунтарства
Новый виток развития английской драматургии пришелся на середину 1950-х, когда в театральную жизнь страны пришло новое поколение драматургов, окрещенных критиками «рассерженными молодыми людьми».
Произведения авторов воспринимались как в ...
|