Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского
Страница 2
О литературе » Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

Кроме твоего взгляда,

Не властно лезвие ни одного ножа…

В поэме “Человек”(1916 – 1917) в главе “Вознесение Маяковского” детально “проигрываются” все возможные способы самоубийства.

Глазами взвила ввысь стрелу.

Улыбку убери твою!

А сердце рвется к выстрелу,

А горло бредит бритвою.

к воде манит.

ведет на крыше скат.

Вот так и буду,

заколдованный,

набережной Невы идти.

Шагну –

и снова вместе том.

Рванусь –

и снова зря.

Но смерть лирического героя в данном случае неприемлема, он живым возносится на небо. Но не один из описанных способов самоубийства не может быть востребовано.

Кому даешь?

Бессмертен я,

Твой небывалый гость.

.

Мессианские претензии Маяковского, столь характерные для его дореволюционного творчества, реализуются в традиционной христианской схеме: поэт живым взят на небо.

Глава “Маяковский в небе” иронична, и на первый взгляд, “вполне безбожна”.

Оглядываюсь.

Это вот

Зализанная гладь –

Это и есть хваленое небо?

В облаке скважина.

Заглядываю –

ангелы поют.

Важно живут ангелы.

Важно.

Но явственно прослеживается отношение Маяковского к потусторонней жизни. Это действительно “тот свет”, куда люди попадают после смерти, и где продолжается их жизнь в другой форме существования.

Постепенно вживался небесам в уклад.

Выхожу с другими глазеть,

Не пришло ли новых.

Понравилось.

Стал стоять при выезде.

И если

знакомые

являлись, умирав,

сопровождал их,

показывая в рампе созвездий

величественную бутафорию миров.

Маяковский в эти годы в полном расцвете творческих сил, растет его всероссийская известность, и реальное суицидное настроение, становится для него все больше фактом художественного переживания. Это то самое время, о котором он позднее скажет: “Я – поэт. Этим и интересен”.

В трагедии “Владимир Маяковский” самоубийство героя – это акт протеста, вызов окружающему миру. Оно с одной стороны роднит поэта с Христом (сквозной образ дореволюционного творчества), с другой – эпатирует читателя.

Приходите все ко мне,

кто рвал молчание, .

.А я, прихрамывая душонкой,

уйду к моему трону

с дырами звезд по истертым сводам.

Лягу,

светлый,

в одеждах из лени

на мягкое ложе из настоящего навоза,

и тихим,

целующим шпал колени,

обнимет мне шею колесо паровоза.

У лирического героя Маяковского есть “избранное” им время для самоубийства. Это декабрь. Это слякоть. Это ветер. Это мокрый снег. Завершающееся самоубийством “Облако в штанах” начинается указанием:

Вот и вечер

в ночную жуть

ушел от окон,

хмурый,

декабрый.

.Что ж, бери меня хваткой мёрзкой!

Бритвой ветра перья обрей.

Пусть исчезну,

чужой и заморский,

под неистовства всех декабрей.

В “Дешевой распродаже”, поэмах “Флейта – позвоночник” и “Человек” лирический герой из всех возможных способов самоубийства выбирает револьвер. В чем причина именно этого выбора? Во-первых, сам Маяковский любил оружие Л.Ю. Брик вспоминает: “У Маяковского было 5 или 6 пистолетов и револьверов. Он любил оружие. Он замечательно стрелял” ( Брик Л.Ю. ).

Во-вторых, у Маяковского была мания чистоты, боязнь заразиться (этот страх остался после смерти отца). Он боялся заболеть, состариться, т.е. того, что бы сделало его тело и лицо некрасивым. Он хотел идти в вечность таким: “Мир огромив мощью голоса, / иду – красивый, / двадцатидвухлетний”,- именно таким он хотел отправиться в “самое мое бессмертие”. Поэтому Маяковскому важно, чтобы его лирический герой (да и сам поэт), после смерти оставался красивым, чтобы его тело не было изуродовано старостью или предсмертной уродливой гримасой.

Ни в одном из произведений мир героя Маяковского не подвержен влиянию времени, для него не приемлема старость.

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

и даже после смерти герой “Человека”, вернувшийся в землю после самоубийства, оказывается обыкновенным здоровым человеком, которого вряд ли можно отличить от живого.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

«Мифологические сказки»
В русской науке нередко употребляется термин «сказки мифологические». Он ведет начало от работ фольклористов первой половины XIX в., например от И. П. Сахарова. За ним следовали П. А. Бессонов, О. Ф. Миллер, собиратель сказок Е. Р. Романо ...

Место произведений в творчестве писателей
Роман «Горячий снег» был написан в 1965-1969 гг., повесть «А зори здесь тихие публикуется так же в 1969г. Удивительно совпадение. Оба произведения имеют особое место в творчестве писателей, выделяются среди других ранееизданных творений и ...

Годы, проведенные в иммиграции
О своем пребывании в Вене Бродский вспоминал: «Я очень ясно помню первые дни в Вене. Я бродил по улицам, разглядывал магазины. В России выставленные в витринах вещи разделены зияющими провалами: одна пара туфель отстоит от другой почти на ...