Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского
Страница 1
О литературе » Мотив самоубийства в творчестве Владимира Маяковского

Великий поэт добровольно уходит из жизни. Не раз в истории литературы этот факт потрясал современников, становился загадкой для потомков. Тайна смерти самоубийцы, причины, побудившие его к столь страшному, противоестественному концу - все это не перестает тревожить умы простых читателей, становится предметом научного поиска. В истории русской культуры ХХ века 14 апреля 1930 года отмечено крахом иллюзий: в небытие уходит “агитатор, горлан, главарь”. Внимательно прочитать стихи Маяковского, мемуары современников, немногочисленные критические работы, в той или иной степени касающиеся этой проблемы и попытаться понять, как мысль о добровольном уходе из жизни отразилась в художественном мире поэта - вот задача данной работы.

Чтобы понять причины поступка, имеющего общечеловеческую природу, связанного с разными этапами исторического развития общества нужно осветить историю понимания суицида в разные времена.

''Мысль о самоубийстве, - пишет Лиля Юрьевна Брик, - была хронической болезнью Маяковского, и, как каждая хроническая болезнь, она обострялась при неблагоприятных условиях… Всегдашние разговоры о самоубийстве! Это был террор''.

Как ни парадоксально страх смерти уживался в Маяковском с ''исступленной любовью к жизни''.

''Исступленная любовь к жизни'' была от отчаяния, от того ужаса старости, которая надвигалась на Маяковского неумолимо. Маяковский не сумел принять мысль о гибели, как ''нормальные'' люди.

Л.Ю. Брик пишет: ''Как часто я слышала от Маяковского слова ''застрелюсь, покончу с собой. 35 лет – старость! До тридцати лет доживу. Дальше не стану''.

Можно сказать, что внутренне Маяковский много раз проигрывал момент самоубийства, и, похоже, уже был готов к нему, т.к. другого выхода не видел.

В.В. Полонская вспоминает: ''12 апреля у меня был дневной спектакль. В антракте меня вызывают по телефону. Говорит Владимир Владимирович. Очень взволнованный, он сообщает, что сидит у себя на Лубянке, что ему очень плохо… и даже не сию минуту плохо, а вообще плохо в жизни…''.

14 апреля Маяковский застрелился. Насколько по-разному увиден этот трагический день мемуаристами: для Полонской в самоубийстве Маяковского уже многое ясно, оно - один из вариантов его судьбы; для Катаева самоубийство – неожиданность, которую можно было предотвратить.

Как мы видим, воспоминания близко знавших поэта могут служить своеобразной историей его пути к роковому исходу

Французский поэт Андре Бретон, откликнувшийся в 1930 году некрологом на самоубийство Вл. Маяковского, увидел причину трагедии в любви.

''…Для некоторых людей есть восхитительная неизлечимая болезнь.

Поэты… всегда подвластны иллюзии, причем гораздо более драматичной: потеря любимого существа раскачивает перед глазами зеркало вселенной, подталкивая поэта к смерти. Имеем ли мы право – во имя общественного благополучия – оспаривать их выбор, для них всегда жизненно необходимый и очень часто гибельный (гибельный и для тех, кто рядом)? Все убеждает нас, что ни поэт, ни философ не могут уйти от своей судьбы”.

Одной из основных особенностей ранней поэзии Вл. Маяковского является чрезмерная зацикленность лирического героя на идее смерти.

Так как лирический герой – молодой человек лет двадцати, здоровый и сильный:

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний

- и естественная смерть от старости ему не грозит, то его мысли занимает насильственная смерть, покушение на самого себя, самоубийство.

В творчестве 1916г. мотив самоубийства носит устойчивый характер Реально он действительно покушался на свою жизнь. Общая атмосфера времени – мировая война – постоянно навевает поэту как “общие пессимистические” взгляды и мысль о распространенности смерти внезапной, насильственной, о ее возможности для каждого молодого человека.

Когда все расселятся в раю и в аду,

земля итогами подведена будет –

помните:

в 1916 году

из Петрограда исчезли красивые люди

Финал стихотворения “Я и Наполеон”:

Люди!

Когда канонизируете имена

Погибших,

Меня известней, -

Помните:

Еще одного убила война –

Поэта самоубийство Большой Пресни

Стихотворение “Лиличка (Вместо письма!)”, где Маяковский рассуждает о возможных способах ухода из жизни, написано в 1916 году. 1916 год – это год попытки самоубийства Маяковского ( по воспоминаниям Л.Ю. Брик). Но в стихотворении лирический герой не совершает последнего рокового шага – он остается жить: и тому есть объяснение – “твой взгляд”, который удерживает его на краю пропасти.

Страницы: 1 2 3


Похожие материалы:

Цветовая деталь у Чехова
Темные очки Беликова («Человек в футляре»)- образ точный, конкретный: темные очки отделяют человека от всего живого, гасят все краски жизни. К «темным очкам» примыкают и другие внешние детали: плащ, зонтик, теплое пальто на вате, чехольчи ...

Евгений Онегин
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - весьма своеобразен и необычен: большое количество причудливых героев, лирических отступлений, присутствие автора в строках произведения, да и сам жанр «роман в стихах», определенный лично Пушкиным и д ...

Наследие Гоголя
В этом контексте необычайно важно для нас духовное наследие Н. В. Гоголя. "Гоголь, - по словам прот. В. Зеньковского, - первый пророк возврата к целостной религиозной культуре, пророк православной культуры, . он ощущает как основную ...