Введение
Страница 2
Александр Блок » Введение

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль .

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль

Море бушующих страстей образует столкновение двух стихий: народа и интеллигенции. Поэт в своих научных статьях пытается убедить себя в закономерности исторических явлений и важности спасения национального духа. Ценой разрыва со многими близкими друзьями он доказывает справедливость народного гнева, но и в глубине души ощущает боль от неизбежности гибели интеллигенции. Стихотворение “Барка жизни встала .” посвящено будущему России. Поэт предвидит триумф народа, стоящего “у руля”, правящего кораблем русской истории, оставившего далеко в прошлом культуру пантеистов и эстетов.

Тем не менее лирический герой ощущает невозможность сохранения старого мира - в нем слишком много пошлости, разнообразных отвратительных и уродливых явлений, описанных Блоком в “Незнакомке” и “В ресторане” (“Пьяницы с глазами кроликов”, “детский плач”, “окрики пьяных”). Образ Прекрасной Дамы еще живет в душе лирического героя, но она кажется нереальной, растворяющейся в “страшном мире” мечтой. Красота очень хрупка, она не способна победить зло и, установить законы справедливости и гармонии.

Возможно ли счастье, реально ли достижение внутреннего равновесия для лирического героя. Блок приходит к выводу, что основа гармонии скрыта в мудрости и философской глубине. Важно принять действительность, понять и стать ее частью:

Принимаю тебя, неудача.

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Однако для лирического героя становится нравственно нелегко уйти из мира фантазий и сказочного воображения. Его по-прежнему манит мечта, и, идя к ней, он оставляет привычное и родное в прошлом. Поэт стремится к идеалу, который кажется ему уже достижимым и приближенным к реальности, но, жестоко ошибшийся и разочарованный, он теряет все жизненные ориентиры. Лирический герой одинок, он потерял надежду и внутренний свет, и в его словах теперь слышится только отчаяние и безысходность:

Или я заблудился в тумане?

Или кто-нибудь шутит со мной?

В последние годы жизни Александр Блок не писал стихотворений, и поэма “Двенадцать” - своеобразное завершение его поэтического пути. Поэт пытается найти себя в служении советскому обществу, своему народу и Родине. Идеалы времен были настолько не близки характеру лирического героя, что он перестал существовать. Если когда-то он верил в высшую миссию русского народа, в просветление после мрака и бури, то теперь он убеждается в ложности пути, избранного большевиками и ведущего не к созиданию, а к разрушению. “Страшный мир” не перестал существовать, но, собрав силы и распространив темную власть на русскую землю, погубил раненую и “беззащитную душу поэта”.

Произведения Блока сложно понять человеку конца XX века так же, как и современникам поэта, из-за противоречивости высказываний и сумбура эмоций и чувств, но то лучшее, что поэт-философ передает в своих стихотворениях, умение ценить и чувствовать красоту, стало его творческим наследием, которое с благодарностью принимают следующие поколения.

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Приемы создания образа Аси в одноименном произведении И.С.Тургенева
Повесть «Ася», одно из самых лиричных произведений И.С.Тургенева, впервые была опубликована в журнале «Современник» (1858. - №1) с подзаголовком «Рассказ Н.Н.». На обложке чернового автографа Тургенев точно датировал свою работу: «Ася. Ра ...

Художественное своеобразие очерков
То о чем было сказано выше, заложено уже в названии. "Отражения" - это описание лирических переживаний самого Анненского по поводу того или иного произведения или автора, он пишет сквозь призму своих ощущений. А.В. Федоров замеч ...

С. Маршак как теоретик детской литературы
Маршак Самуил Яковлевич (3 НЯ 1887-7 ИЛ 1964) - поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик детской литературы, театра. В 1918 включился в педагогический эксперимент, проводившийся по концепции Шацкого С.Т. в детской колонии под Петроз ...