Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи)
Страница 1
О литературе » Фольклорные традиции Вологодчины » Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи)

Колесова Лидия Андреевна 1924 г.р.

вовлекла меня в мир поминальных стихов, которые произвели на меня большое впечатление, и я решила представить их в данной работе.

Поминальные стихи или псальмы относятся к духовным стихам. Условно духовные стихи делят на "старшие" и младшие", "младшие" получили свое название только от времени создания (созданы в последние века). Именно к "младшим" духовным стихам и относятся поминальные стихи.

Духовные стихи - это произведения народной поэзии религиозного характера, исполняемые во внелитургической ситуации. Это значит, что, несмотря на христианские сюжеты и идеи духовных стихов, их нельзя исполнять в церкви, во время службы, это поэзия только для домашнего употребления.

Возникли духовные стихи на Руси очень давно: некоторые ученые, основываясь на книжных источниках, относят их возникновение к 15 веку, другие считают, что они появились на несколько веков раньше. Появились духовные стихи как посредник между книжной христианской и устной народной культурой. Такой посредник был нужен, так как разрыв между этими формами культуры в Древней Руси был очень значителен. Духовные стихи взаимодействовали с народным и церковным искусством. В процессе своего устного бытования они подвергались влиянию былин, обрядовых и исторических песен, сами оказывали влияние на них. Стихи были распространены почти повсеместно на территории расселения русских, и сейчас традиция их исполнения окончательно не затухла. Все это позволяет говорить, что духовные стихи не представляют в фольклоре изолированного круга произведений, хотя по своей серьезности, возвышенности содержания и исполнения противостоят большинству разделов устного народного творчества. С одной стороны они отражают народные суеверия, а с другой - выходят на нравственные ценности.

Поводом для создания "младших" стихов послужил церковный раскол в 50 - 70 годы 17 века, но это было творчество относительно малой части населения, упорно сохраняющей "древнее благочестие".

" Особенно много стихов у старообрядцев, отразивших в этой поэтической форме и свою драматическую историю, и общие для народного православия размышления о жизни и смерти, о грешной душе и её посмертной судьбе. "Стихи учат, как правильно жить, и говорят, что надо держать в уме память смертную", - пишет С.Е. Никитина. В старообрядческом мире знание духовных стихов, особенно новых, было обязательно для всех, поскольку они участвовали в молениях, где стихи исполнялись хором.

Стихи, записанные мной, так же раньше бытовали в старообрядческой общине. "Это не церковные стихи, старообрядческие. Здесь старовера жили, вся деревня староверская была. Все родные здесь старовера. Церковных мало было, а старовера", - говорит исполнительница этих стихов. Называют их "псальмы" или "стихи". Зафиксировано пять сюжетов стихов, общих для всех исполнителей. Напев у всех исполнителей один и тот же. Стихи бытовали в основном в письменном виде: сохранялись в тетрадях, переписывались, пелись по тетрадям, хотя исполнители и знали их наизусть. Лидия Андреевна Колесова пела стихи по памяти, но при этом "для уверенности" перед собой держала тетрадь. Письменное бытование "младших" стихов объясняет и наличие в них церковнославянизмов, (лозе - ложе, не звешь - не зовешь, злато - золото, хладная - холодная (неполногласие характерно для церковнославянского языка), мя - меня, тя - тебя), которые почти не встречаются в "старших" духовных стихах, так как они распространялись устно и были более подвержены влиянию живой речи.

Стихи сложены в силлабо-тонической системе стихосложения (одинаковое количество слогов и ударений в строках или парах строк). К концу 19 века стихи старообрядцев уже полностью опираются на утвердившуюся литературную норму стихосложения с силлабо-тоническим принципом построения. Напев стихов, связанный с популярными народными песнями конца 19 - начала 20 века, одинаковый у всех исполнителей.

На вопрос о создании этих стихов, исполнительница отвечает, что "раньше богатые - то люди умные были, они и сочиняли, а потом их всех сослали".

Хотя стихи созданы относительно недавно, но форму лирического монолога, в которой они построены и которая характерна вообще для "младших" стихов, дали "старшие" духовные стихи, например, "Плач Иосифа", "Плач земли".

Страницы: 1 2


Похожие материалы:

Интерпретация темы безумия в русской литературе первой половины XIX века
Тема безумия – одна из сквозных тем в литературе. Она всегда вызывала к себе интерес не только в силу непонятности феномена безумия, но и в силу того, что была постоянным и необходимым фактором литературного процесса, актуализируясь в эпо ...

«Орден имажинистов» в 1919 – 1920гг.
Имажинизм, наполняя жизнь Есенина новыми образами, наполнял ее и новыми впечатлениями. В Москве к 1920г., на основе теории имажинизма, было открыто официальное общество, под названием «Орден имажинистов». Орден заключал в себе два крыла ...

Отношение просветителей к праву частной собственности
Никто из просветителей не решился посягнуть на принцип частной собственности. Наиболее передовые из них доходили до понимания того, что неравное распределение богатств среди членов общества есть величайшая из всех социальных несправедливо ...