Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи)
Страница 2
О литературе » Фольклорные традиции Вологодчины » Семейно-бытовые обряды (поминальные стихи)

Основные темы стихов - покаяние и ответ человека за свою жизнь, представления человека о жизни и смерти. В стихах отражены традиционные верования и представления, сохранившиеся до наших дней. Например, представление о том свете:

Там не жди беды-напасти,

Не печали никакой,

Все погаснут души-страсти,

Там лишь радость и покой.

Там святая обитель,

И радостной покой

Там ни печаль, ни воздыханий,

Там слезы горькие не льют,

Там не стеснений, не стенаний,

Одни лишь радости текут.

· о жизни на этом свете:

Я - странница на этом свете.

· об ответе человека за свою жизнь:

В низенькой избушке

Лампадочка горит.

Бедная старушка

При смерти лежит.

Плачет и рыдает

О грехах своих.

Горько причитает,

Ах, как много их.

Сама себя сгубила,

Всю жизнь в грехах жила

· о замужестве:

Не губи себя, девица,

Не плети на две косы.

Образы и символы, типичные для фольклора:

· река, море, как символ жизни: "жизнь переплыву", "в житейском море утопая"

· девушка - " пташечка крылата".

Тематика стихов связана с обстоятельством их исполнения. Стихи являются неотъемлемой частью поминального обряда, хотя раньше их и "на моленьях в моленной пели".

Cтихи пелись, и до сих пор их поют на обедах, которые устраивают родственники покойника в поминальные дни. "Обеды ладили в поминальные дни, молитвы пели." "Девятый, сороковой день надо было точно в эти дни обеды собирать, годину можно было с разницей в два - три дня". Для этого на обеды специально приглашались знающие старушки. "У нас старушки все молились по покойнику."

Обеды начинались с моленья, затем все садились за стол, обязательным блюдом которого был кисель. "Кисель было последнее блюдо на поминках. " "Кисель варили: клюквенный, ржаной, овсяной". В сороковой день варили кутью. "Кутью раньше из пшеницы делали, теперь из риса с изюмом, с медом".

Кутью ставили на стол в общем блюде. "Кутью ставили в общем блюде".

" Кто молиться пришел, не ел ничего, тот по три ложки кутьи брал".

После обеда начинали петь стихи. Строгой последовательности в пении стихов нет, но все исполнители отмечают, что стих "Незаметно век проходит" должен петься первым.

В основном все исполнители приурочивают пение стихов только к поминальным дням и именинам покойника, но есть сведения, что пелись они и в день похорон, "за два часа до выноса тела", "у нас всё в час выносят, вот в 11 часов и начинали петь, а до этого все причитали бабы".

Перед исполнением стиха исполнители крестились со словами: "Господи помилуй, во имя отца и сына и святаго духа". В конце стиха говорили: " Аминь святого духа". В "младших" стихах" часто последним словом бывает «Аминь», что означает истинно, верно. Это слово из церковного лексикона и указанное значение не всегда осознаётся, поэтому оно приобретает роль священного конечного заклинания.

Отмечу ещё то, что все исполнительницы пели стихи охотно, с явным желанием, сами предлагали спеть их. При пении лица их становились строгими, сами внутренне подбирались.

Сейчас стихи перестали осознаваться принадлежностью только старообрядцев: "это стихи церковные", " не только у староверов, и в церкви их петь можно, это же всё божественное".

Страницы: 1 2 


Похожие материалы:

Докажите, что поэма «Крестьянские дети» - воплощение обаяния поэзии детства»
“Крестьянские дети” (1861). Это небольшое поэтическое произведение — лучшее из написанного Некрасовым о детях, настоящий гимн деревенскому детству. По жанру “Крестьянские дети” — маленькая лиро-эпическая поэма, предмет которой — чувства ...

4 июня 1972 год
При попытках публикации стихов Бродский сталкивался с жестким давлением цензуры, уничтожавшим все своеобразие его стихов и всю проделанную титаническую работу; все попытки цензурного вмешательства поэт не принимал ни в каких формах. Е.Ев ...

Особенности эстетических взглядов И. Бродского на материале Нобелевской лекции 1987 года
Разговор о Бродском и постмодернизме был бы не полным без эстетических взглядов поэта, которые он наиболее ярко и подробно изложил в Нобелевской лекции 1987 года, в которой, можно сказать, вступает в полемику или лучше – в диалог со свои ...