В поисках духовной гармонии
О литературе » Тема любви в творчестве А.И. Куприна » В поисках духовной гармонии

Произведения заветной для Александра Ивановича Куприна темы - это произведения на тему любви. В творчестве писателя она нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Между тем далеко не одним интересом к психологическим процессам рождён этот богатый мир. Тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы: нравственно-эстетическую ценность земного бытия, способность и устремлённость человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другой стороны - обнаружить во внутреннем мире личности мрачную печать противоречий эпохи.

Несомненно, Куприн шёл в направлении, проложенном русским и мировым искусством - к постижению глубин человеческой души с её богатыми природными возможностями и болезненными процессами, вызванными социальным несовершенством мира. Претворена в его творчестве и другая закономерность большой литературы: в любом его произведении всё, начиная с отбора материала и кончая деталями образного воплощения, выражает общую концепцию жизни.

Авторское истолкование великого дара любви тоже нельзя воспринимать изолированно от других принципиально важных представлений Куприна. Только с позиций целостной системы его взглядов будет понятна преданность писателя теме, смысл её развития в творчестве. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком. Именно высшая, самой природой обусловленная степень ее влияния на личность позволяет художнику поставить это чувство рядом с самым дорогим для него даром творчества. Причем, почти равно поэтичным, очищающим и формирующим душу началом наделяется, как свидетельствовал сам Куприн. И "нежное, целомудренное благоухание "любви, и "трепет, опьянение" чистой страсти. Молодого Куприна не менее привлекал и внутренний склад личности, способной задуматься над своей судьбой, смыслом бытия, красотой окружающего. Прощанием с "погибшей силой", быстро промелькнувшей весной и печалью воспоминаний овеяна исповедь купринских героев. Автор не отказывает им в способности к "волшебной сказке" любви. Но она разрушается в "тусклой и равнодушной жизни", вытесняется сугубо чувственными наслаждениями, против которых "бессильны и честь, и воля, и рассудок". Свой идеал сильного гармоничного характера и торжествующей любви писатель обрести здесь не мог. Любовь . Трудно назвать писателя или поэта, который в своих творениях не отдал бы дань этому изумительному чувству. Но из-под пера А. Куприна выходили особые рассказы и повести о любви. Любовь как всепоглощающее чувство, любовь безысходная, любовь трагическая . Со сколькими перипетиями любви встречаемся мы в его произведениях! Они заставляют задумываться, размышлять о сущности этого волшебного состояния души, а может, и проверить свои чувства. Как не хватает порой нам, современным молодым людям, доброго советчика, мудрого помощника, который помог бы разобраться в истинности того чувства, которое мы иногда принимаем за любовь, а потом испытываем глубокое разочарование. Возможно, и поэтому многие юные современники принимают за любовь совсем не то, о чем вдохновенно писал А.И.Куприн.

С особым чувством Куприн всегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующая тайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета не исчерпать», что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».

Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».


Похожие материалы:

Вывод
О романе Бульвера "Пелэм" в русской литературе написано довольно много: и в критических статьях, и в предисловиях к самому роману. Впрочем, наш искушенный читатель сам оценит достоинства этой книги, с интересом прочитав остроумн ...

Вопрос о специфике детской литературы
Итак, чем же "литература для детей" отличается от "литературы для взрослых", и существуют ли здесь принципиальные различия? Вопрос о специфике детской литературы всё ещё остаётся открытым. Далеко не все исследователи п ...

Преступная мать
Париж, конец 1790 г. Из разговора Фигаро, камердинера испанского вельможи, графа Альмавивы, и его жены Сюзанны, первой камеристки графини, становится ясно, что с тех пор, как погиб на поединке старший сын графа, беспутный повеса, на все ...